Изображение ионического архитектурного ордера. Ордерная система в греческом стиле в архитектуре

Ионический ордер.

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.

Понять структуру ионического ордера можно, рассмотрев его деревянный прототип. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками.

Фриз, возникший в ионическом ордере лишь в каменной конструкции, представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза и балки и плиты перекрытия. Следствием этого является б’ольшая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн, и отпадает необходимость сужать крайние интервалы между колоннами.

Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны – тоньше и расставлены они шире, балки архитрава делается относительно уже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фриз), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной.

В качестве примера ионического ордера можно привести ордер Эрехтейона - храма, расположенного на афинском акрополе, в нем присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.





Когда впоследствии афиняне намеревались возвести и построить такой же храм языческой богине Диане, то для этого они изобрели новый способ, заимствовав пропорции в той же мере у женского телосложения. Таким образом, они впервые приняли толщину колонны, равную одной восьмой части ее высоты, вследствие чего колонна приобрела большую высоту. Под основание ствола колонны они подвели спиру, или базу, дабы этим обозначить ее подошву, а в капители устроили волюты, или завитки, в виде спирали, дабы показать закрученные косы или пряди волос, равномерно с правой и с левой стороны.





Эти капители, далее, украшены карнизами, или энкарпами, которые итальянцы называли фестина, наподобие лба, обрамленного волосами, как в этом можно наглядно убедиться при взгляде на колонны. Эти столбы, или колонны, с верха до самого низа они украшали продольными желобками и ребрами, дабы показать складки одежды.

Таким образом, со своего возникновения и первоначального изобретения колонны имели двоякое различие: одни имели подобие мужского человеческого тела, нагого и лишенного какого-либо украшения, другие же подобие женского тела, с более чистой соразмерностью.





Однако же потомки добились высшего совершенства и шагнули дальше в утонченности и изяществе внешней формы, проявили в преемстве более глубокое понимание и достигли значительного успеха в более чистых и нежных формах. В соответствии с этим в дорических колоннах отношение толщины к вышине впоследствии увеличилось до семи крат, а в ионических – до восьми с половиной. Именно та форма, которая впервые была изобретена ионянами, и носит название ионической.





Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях.

Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

Колонны и архитравы обычно не окрашивались в отличие от других элементов фасада, которые подчеркивались цветом. Но капители и фризы часто покрывали позолотой, окрашивали синей, зеленой, черной, красной красками.

В дорическом ордере у колонн триглифы красили синим, они соседствовали с красными метопами. Выделяли красным тоном бороздки на колонне под капителью - аннули. В Эрехфейоне при строительстве использовался цветной мрамор, декорированный росписью и позолотой. Капители украшали также бронзовыми элементами. К сожалению, красочные элементы отделки до наших дней практически не сохранились.

Дорический ордер

Ордер – определенное художественно осмысленное сочетание несомых и не­сущих частей в стоечно-балочной систе­ме. Он играл главную роль в поисках греками соразмерности и красоты, а также отличался строго установленным составом, формой и взаиморасположе­нием частей здания. Существовали три ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический появился на землях дорийцев – одного из основных греческих племен – и распространился по материковой Греции и в западных колониях (Южной Италии и Сицилии), известных как Великая Греция. Расцвета достиг в середине V в. до Р. X. Лако­ничный, мужественный, монумен­тальный, он был воспринят римской архитектурой.

Дорические колонны не имеют базы, каннелированы, капитель состоит из подушки и квадратной плиты. Их высота с капителью варьировалась от четырех до шести диаметров ствола. Дорический антаб­лемент состоит из архитрава, фриза и карниза.

Дорический фриз состоит из триглифов и метоп. Триглифы – это верти­кальные прямоугольники установленные над каж­дой колонной и интерколумнием. Их поверхность оживлялась двумя верти­кальными врезами в цен­тре (глифы) и двумя полуглифами. Между триглифами располага­лись почти квадратные метопы, часто богато украшенные.

Дорическая капитель состоит из округлой по­душки, называемой эхин, и лежащей на ней квад­ратной плиты – абаки. Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками, а капитель отделялась от ствола горизонтальными вреза­ми – гипотрахелионами.

Антаблемент распола­гается над колоннами, и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Карниз силь­но выступает вперед, а его нижняя плита имеет уклон наружу, предо­храняя сооружение от подтеков дождевой воды. На нижней поверхности карниза находятся прямо­угольные выступы – мутулы. Под мутулами име­лись капли – гутты. Они также располагались под триглифами.

Орнамент, который обычно использовался в дорических храмах, напоминает лабиринт.

Ионический ордер, по-видимому, воз­ник одновременно с дорическим, но окончательную свою форму обрел лишь к середине V в. до Р. X. Этот стиль до­минировал в ионийских землях, на по­бережье Малой Азии и на Эгейских островах. Формы ионического ордера были гораздо менее регламентированы, чем дорического. Первоначально дори­ческий и ионический ордера были распространенны в тех районах, откуда они произошли, но со временем оба стиля смешались в одном строении – Пропилеях в Афинах (437- 431 гг. до Р. X.).

Через столетие появился ше­девр ионического ордера – храм Афины Полиады в Приене (около 340 г. до Р. X.). Главными чертами ионичес­кого ордера были легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, широкое применение декора. Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание элегантной женской красоте.

Ионические колонны, в отличие от дорических, всегда устанавливались на базу. Капитель имела по­душку с двумя волютами (завитками) и поддержи­вала антаблемент, значи­тельно более легкий, чем в дорическом ордере.

Другой орнамент, харак­терный для этого ордера, жемчужник (бусы). Он часто украшал капитель.

Архитрав разделен на три полосы, фасции, нависающие друг над другом. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (дентикул). Венчаю­щая часть – сима – богато украшена орнаментом.

Каннелюры

Каннелюры ионических колонн (их обычно было двадцать четыре) глубже, чем дорических. Они отделялись узкими полосками – «дорожками»

Второй вариант иони­ческого ордера получил свое развитие в Аттике в VI – V вв. до Р. X. Он состоит из двух выпуклых частей и вогнутой – скоции, между ними.

Волюта – завиток, украшающий ионическую капитель. Она напоминает спираль раковины или нераспустившийся папоротник. Волюта появилась еще в эолийских капителях. Круглая центральная ее часть называется глазом.

Ионическая ка­питель состоит из прямоугольной абаки, расположен­ной под архитравом, подушки с волютами и эхина. Абака и эхин обычно покры­ваются орнаментом, состоящим из ов, или иоником.

Третий из греческих ордеров был так же последним по времени создания. Самые ранние примеры его исполь­зования встречаются в храме Аполлона Эпикурея в Бассах (около 430 г. до Р. X.) ив памятнике Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до Р. X.). Коринфский ордер не был, подобно дорическому и ионическому, конструк­тивной системой. Он, скорее, – система декора с тщательно разработанной рас­тительной капителью, созданной, по сведениям Витрувия, афинским скульп­тором Каллимахом. Возможно, перво­начально капитель была из бронзы. Все остальные его части заимствованы из ионического ордера. Коринфский ордер получил свое дальнейшее развитие в римской архитектуре и стал ее излюб­ленным ордером. Витрувий считает, что он имитирует «стройность девушки».

Коринфский ордер проще всего узнать по капители, так как остальные его части заимствованы из иони­ческого: база сходна с аттической, колонны каннелированы, архи­трав разделен на фас­ции, резной фриз и карниз с дентикулами.

Происхождение коринфской капители

Витрувий сообщает, что Каллимах создал коринфскую капитель, увидев корзину, оплетен­ную листьями аканта, на могиле молодой девушки. Ее няня поставила корзи­ну с любимыми предме­тами умершей на могилу, а весной пророс акант и обвился вокруг корзины. Черепица, положенная сверху, заставила листья завиться в спирали.

Коринфская капитель состоит из двух рядов из восьми листьев аканта. От верхних подни­маются стебли, заканчивающиеся волютами. Они поддерживают абаку. В центре каждой стороны размещен цветочный орнамент – анфемий.

Главным декоративным элементом коринфской капители является лист­ва аканта – растения с побережья Средиземного моря.

База коринфского ордера повторяет атти­ческую. Она состоит из двух торусов, разделен­ных скоцией. Другая – малоазийская база – имела две скоции и торус над ними.

Коринфская капитель впервые появилась в памятнике Лисикрата.

в IV в. до Р. X. Здесь только один ряд листьев аканта, в нижнем ряду расположены более скромные листья. Капи­тель необычно высокая: она составляет 1.5 диаметра колонны, в то время как принятая позже высота была 11.2 диаметра.

Расцвет дорического ордера

В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно разви­вались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать ка­мень, но формы, зародившиеся в дере­вянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохра­нившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся су­ровыми и простыми, но первоначально – как и все греческие постройки – они были богато украшены, с детально разработан­ным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.

Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)

В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.

Самый ранний из них – I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн – девять – и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.

С древнейших времен греки применяли курватуры – сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для ус­транения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость – энтазас, нахо­дившийся на 0,3 общей высоты колонны.

Атланты

Атланты – мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаб­лемент. Отсюда произошло и название – «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.

Наложенный ордер

Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной пост­ройке следовали ярусами, один за другим в опре­деленной последовательности: дорический, ионический и коринфский.

Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопе­риптером. Он был обнесен каменной стеной с пиляст­рами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.

Век Перикла

Греческая архитектура достигла своего наивысшего расцвета в середине V в. до Р. X. После удачно завершившихся гре­ко-персидских войн, Афинское го­сударство располагало большими средствами, что позволяло возводить здания, ставшие величайшими памятни­ками мирового искусства. Это время, которое часто называют веком «Высо­кой классики», было эпохой расцвета греческой демократии, возглавляемой Периклом, выдающимся государствен­ным деятелем, правившим примерно в 444-429 гг. до Р. X.

В V в. до Р. X. приме­нение ордера достигает значительной свободы: варьируются пропорции, творчески сочетаются до­стижения дорического и ионического ордеров, в одной постройке используются элементы всех трех ордеров, что позволяло достигнуть большего разнообразия впечатлений.

В этот период конструкция храма остается в основном прежней: святилище, обнесенное колоннадой.

Гекатомпедон

Гекатомпедон, то есть Стофутовый, насчитывал сто аттических футов в длину. Примером может служить Гефестейон в Афинах (ок. 449- 444 гг. до Р. X.).

Акротерий – скульптурное украшение над углами фронтона. Центральным акротерием храма Зевса в Олимпии (ок. 470 г. до Р. X.) служила позолочен­ная статуя летящей Ники, была сделана из бронзы. Акротерий обычно были вырезаны из камня.

Храм на р. Илисе близ Афин (449 г. до Р. X.)

Четырехколонный амфипростильный храм, вы­полненный в ионическом ордере, отличающийся особой легкостью и изяще­ством. Видимо, послужил прообразом храма Ники Аптерос на Акрополе.

Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (429-490 гг. до Р. X.)

Храма ориентирован с юга на север, кроме главного входа был еще и боковой, в восточной стене. Статуя Аполлона помещалась, вероятно, в адитоне, отделенном от целлы колонной с ко­ринфской капителью.

В архитектуре V в. до Р. X. ордер уже использовался более свободно, например в храме Аполлона Эпикурея в Бассах в Аркадии, построенном Иктином, архитекто­ром Парфенона, в котором соединены три ордера.

По внешнему облику это традиционный дорический периптер, но интерьер решен в ионическом ордере, а в центре храма стояла коринфская колонна.

Ансамбль Акрополя должен был уве­ковечить победу греческих государств над персами, а также зримо воплотить идею могущества Афин – политическо­го и культурного центра всей Греции. Недостроенный Парфенон, так же как и другие сооружения Акрополя, был разорен во время нашествия персов в 480 году.

Строительство Акрополя связано с именем Перикла. Он решился осуществить грандиозный архитектур­ный проект. При нем были построены все важнейшие памятники Акрополя. Лучшие греческие архитекторы и скульпторы того времени участвовали в создании Акрополя: Иктин и Калликрат сооружали главный храм – Парфенон, посвященный покровительнице города богине Афине Палладе, а Фидий был приглашен как главный скульптор. Парфенон и Пропилеи представляют расцвет дорического ордера, достигшего совершенства.

В целле Парфенона стояла статуя Афины, изваянная Фидием; массивная деревянная статуя, покрытая слоновой костью и золото. Такая техника называется хризоэлефантинная.

Слово «акрополь» (над городом) обозначает цитадель. Большинство греческих городов было построено на холмах, и акрополи на вершинах были центрами рели­гиозной и политической жизни.

Панафинейские торжества

Весь ансамбль Акрополя тесно связан с Панафинейскими торжествами и шествием, которые были важнейшим обрядом культа Афины, покро­вительницы города.

В последний день Панафиней праздничная процессия подносила Афине священное покрывало – пеплос.

Все здания на Акрополе были построены из белого мрамора, но скульптура на фронтонах, капители и метопы раскрашены.

Парфенон пыл богато украшен скульптурой. Два детально прорабо­танных фронтона изва­яны в 438-432 гг. до Р. X. Западный фронтон, показанный здесь, рассказывает о проти­востоянии Афины и Посейдона.

Монументальные входные ворота. Про­пилеи, сооружались в святилищах Греции. Торжественная доричес­кая колоннада афинских Пропилей возвышалась над крутым подъемом на Акрополь между двумя боковыми крыльями. Здание имело два порти­ка, но только одно из крыльев было завершено. Фасады Пропилей представляли собой дорические портики. Центральный вход шире остальных, так как ис­пользовался для проезда верхом и провода жерт­венных животных, и был украшен ионическими колоннами. Пропилеи построены в разных уровнях.

Почти все памятники на Акрополе были возведены при Перикле, но воплощение его амбициозных планов было неожи­данно приостановлено в 431 г. до Р. X., когда спартанцы бросили вызов афинянам, власть и престиж которых все больше и больше возрастали. Нача­лась Пелопоннесская война, которая дли­лись с небольшими перерывами до 404 г. до Р. X. Однако ансамбль Акрополя был завершен: построен маленький храм Ники Аптерос на высокой скале перед Пропилеями (ок. 421 г. до Р. X.) и Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.) Архитектором первого был Калликрат, работавший над Парфеноном, а автор­ство Эрехтейона приписывается Мнесиклу, строителю Пропилей. Оба храма – ионического ордера. Доричес­кий стиль никогда больше не достигал того совершенства, которое было воплощено в Парфеноне. Священная территория Акрополя была обнесена стенами.

Кариатиды – это изваян­ные величественные жен­ские фигуры, которые использовались вместо колонны и несли антабле­мент. Они стояли на базе, такой же, как у колонны и поддерживали капители.

В знаменитом портике Кор колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид (Эрехтейон). Они расположены на высоком цоколе и несут антаблемент.

Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.)

Эрехтейон был посвящен Афине и Посейдону. Храм построен на месте древнего Гекатомпедона. Его особенностью явля­ется асимметричный план и три портика, распо­ложенных на разных уровнях.

Эрехтейон представляет самый разработанный вариант ионического ордера. В этой детали ан­таблемента здания могут быть видны классические ионические мотивы – ионики, овы и цветочный орнамент анфемий (жимолость). Фриз был сделан из черного извест­няка со скульптурами из белого мрамора.

Храм Ники Аптерос (421 г. до Р. X.)

Этот маленький ионичес­кий храм, спроектирован­ный ок. 449 г. до Р. X., был построен ок. 421 г. до Р. X. на высокой скале перед Парфеноном. В пла­не это четырехколонный амфипростиль (поскольку, он имел 2 портика – запад­ный и восточный, каждый из которых включал в себя четыре колонны). Как и Эрехтейон, храм Ники Аптерос (победы, не имею­щей крыльев) представляет лучшее, что было сделано в ионическом ордере. Не­прерывный фриз, который изображает батальные сце­ны, Афину и других богов, особенно характерен.

Начало упадка

Расцвет Афин был плодотворным, но недолгим. В 404 г. до Р. X. после Пелопоннесской войны архитектура в крупных городах приходит в упадок, но наблюдается ее подъем в менее раз­витых – Спарте, Фивах и в Македонии. В этот период, часто называемый «По­здней классикой», продолжительные войны мешали возникновению и осуще­ствлению больших архитектурных про­ектов. Первенство в архитектуре от Аттики перешло к Пелопоннесу и Ма­лой Азии. Три ордера все чаще соединя­лись в одном здании. Ионический стиль достиг своего расцвета в Малой Азии благодаря поощрению Александра Македонского, поко­ившего Малую Азию в 334-333 гг. до Р. X.

Памятник Лисикрата. Афины (335-334 гг. до Р. X.)

Памятник сооружен богатым афинским гражданином в честь победы на диони­сийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорагические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу. Памятник состоит из квадратного в пла­не цоколя и полого внутри цилиндра, украшенного шестью коринфскими по­луколоннами. По существу – это постамент для треножника, полученного в виде приза. Треножник стоял на акротерии крыши.

Антаблемент памятника – трехча­стный, со скульптурным фризом с зубчиками -дентикулами под карнизной плитой. Ионический карниз с зубчиками был разрабо­тан в Малой Азии, но использо­вался здесь в коринфском ордере, а фриз в ионическом ордере в Ма­лой Азии обычно отсутствовал.

Храм Артемиды. Эфес

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Архаический храм, но преданию был сожжен Геро­стратом в 356 I’. до Р. X. На его месте в эллинистическую эпоху был позведен новый храм. Он был окружен двумя ряда­ми ионических колонн. Передние ряды колонн имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами.

Артемида (Диана в римской традиции) – богиня целомудрия, Луны и охоты. В храме в Эфесе хранилась ее статуя, изображающая богиню с множеством грудей как дарительницу плодородия.

Эллинистический период

Смерть Александра Македонского в 323 г. до Р. X. считается концом эллинского периода (который начался ок. 650 г. до Р. X.) и началом эллинис­тического. Завоевания Александра рас­ширили греческое государство до Индии и Нубии, но с его смертью эта обшир­ная территория распалась на несколько независимых государств, получивших название эллинистических. В архитекту­ре поражает размах строительства с точ­ки зрения как размеров, так и количества сооружений. Предпочтение отда­валось ионическому и коринфскому ордерам, дорический почти вышел из обихода. Эллинистическая архитектура имела существенное воздействие на римлян, завоевавших Грецию в 30 г. до Р. X.

Башня Ветров. Афины (середина I в. до Р. X.)

Башня Ветров предназ­началась для водяных ча­сов. Это монументальное восьмигранное здание. Снаружи на верхних час­тях граней были устроены солнечные часы. Каждая из граней завершалась фризом с символическим, изображением летящего ветра. На крыше распо­лагался флюгер.

В эллинистический пе­риод архитектура сдела­лась более свободной от строгих канонов ордера. В Башне ветров, к примеру, коринфская капитель имеет один ряд листьев аканта, обрамля­ющих ряд остроконечных пальмовых листьев, ствол колонны без базы, как это свойственно дорическому ордеру.

Храмы, окруженные двумя рядами колонн, – диптеры, стали популярны в IV в. до Р. X. Они были очень величественны, например храм Зевса Олимпийского в Афинах (начат в IV в. до Р. X. и закончен во II в, до Р. X.), Здесь впервые коринфский ордер формирует колоссальный периптеральный объем.

Коринфский ордер (храм Зевса Олимпийского)

Греки редко строили коринфские храмы. Этот ордер чаще использовался римлянами. Тем не менее храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) благодаря применению коринфского ордера получил особое великолепие и пластическое богатство.

Ионический ордер. Храм Диониса в Теосе (середина II в. до Р. X.)

Храм Диониса, возможно, построен Гермогеном – крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма. Форма капителей характеризуется подтянутостью волют к стволу, так называемая «гермогеновская капитель».

Надгробия

Самым распространенным памят­ником, который ставили над местом погребения, была надгробная стела.

Тем не менее в эллинистическое время создавались и большие над­гробные памятники, особенно в Малой Азии, для создания которых приглашали греческих мастеров. Такие надгробия часто имитировали храмы. Одним из семи чудес света был галикарнасский Мавзолей, строительство которого было начато в 353 г. до Р. X. царем Мавсолом и его сестрой Артемисией.

Мавзолей. Галикарнас (ок. 353 г. до Р. X.)

Слово «мавзолей» происхоит от надгробия царя Мавсола в Галикарнасе, построенного Пифием и Сатиром. Поскольку Мавзолей был разрушен в XVI в., то его форма и украшения являются источником посто­янных дебатов. Здесь на реконструкции подий надгро­бия чрезвычайно высок.

Существует несколько реконструкций Мавзолей. По сведениям Плиния, это был прямоугольный в плане перистиль с 36 ионическими колоннами, возможно, огораживающими место захоронения, над которым возвышалась огромная ступенчатая пирамида, Высота здания в целом была колоссальной – 140 футов (41 м), включая подий.

Театры, как считается, появились в VI – V вв. до Р. X. и предназначались для ди­онисийских торжеств. Позднее, они использовались для представлений тра­гедий и комедий, двух типов греческой драмы, которая достигла своего расцвета во времена Перикла. Театры обычно располагались на холме, и ряды сиде­ний – вначале деревянных, потом ка­менных – сооружались на склоне, в то время как действие разворачивалось внизу. Все театры были на открытом воздухе. Театр Диониса в Афинах (начат ок. 500 г. до Р. X.) и театр в Эпидавре (ок. 350 г. до Р. X.) – самые известные из них. Часто в ближайшем соседстве располагались одеоны, или музыкальные залы. Они были меньше театров и возникли позже. Самым ран­ним известным примером был одеон Перикла в Афинах, построенный ок. 435 г. до Р.Х.

В эпоху эллинизма преобладающим сцени­ческим жанром стала ко­медия, хор утратил свое значение, и действие бы­ло перенесено с орхестры на крышу проскениума. В связи с дальнейшей эволюцией драмы, раз­витием постановочной техники, скена театра претерпевает во II в. до Р. X. множество изменений

Орхестра – ровная круглая площадка, по которой двигался хор. Это место, где выступающие танцевали и пели, и где, видимо, перво­начально располагался алтарь Диониса.

Градостроительство

В эпоху эллинизма развивается градо­строительство. В отличие от классичес­кого города с акрополем или храмовым ансамблем, центром эллинистического города становится комплекс городских площадей – агора – с сооружениями общественного, культурного и торгово­го назначения: рынки, здания для со­брания городского самоуправления, учебные заведения, спортивные соору­жения. Вне агоры были только жилые постройки, хотя дома, в целом, остава­лись скромными – люди проводили большую часть своего времени за их пределами, в местах народных собра­ний. Особенно важны были спор­тивные сооружения. Атлетические соревнования часто были частью ре­лигиозных торжеств. Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры известные как олимпиады, про­водились раз в четыре года. Женщины не допускались до участия в них, и даже актеры были только мужчины.

Стоя – двухъярусная колоннада, покрытая крышей, в которой можно было укрыться от ветра и дождя. Стой выглядели величественно и монументально, часто украшались накладным ордером. В стое Аттала II в Афинах (ок. 150 г. до Р. X.), нижние колонна­ды были дорические, а верхние – ионические.

Крыша стой была обычно остроконечная и опира­лась на ряд ионических колонн, расположенных по центру здания.

Российский химико-технологический университет

им. Д. И. Менделеева

Реферат

«Ионический ордер»

Выполнила: Студентка группы ТД-31

Клименко Анна

Проверила: Кушнарева Н. А.

Москва, 2010 г

1. Вступление.

2. Основные особенности ионического ордера.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

1. Вступление.

Ионический ордер - один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического отличается легкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных валют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утонченности, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из семи чудес света.

2.Основные особенности ионического ордера.

Ионический ордер принадлежит к группе украшенных, легких, изящных ордеров, а по своим пропорциям – наиболее совершенный и тонко продуманный.

Его колонна с диаметром, составляющим 1/9 часть высоты, с утонением в 1/6, украшена каннелюрами. Число каннелюр здесь 24(не 20, как в дорической колонне).

Форма их также представляется новой, рисующейся в разрезе полукругом, а между каннелюрами оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны,- дорожки. Сверху каннелюры завершаются полукругами, снизу заканчиваются горизонтально. Стержень колонны увенчан обычным астрагалом, а внизу завершается полочкой с закругленным подходом к ней в виде выкружки.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

Базы всех ордеров можно разделить на две категории. Тосканская и дорическая базы отличаются друг от друга только небольшим валиком, введенным в последнюю. Во всем остальном они сходны (по построению и пропорциям). Эти базы составляют одну категорию. К другой категории можно отнести базы ионического и коринфского ордеров.

База, которая послужила основным типом для ионического и коринфского ордера, не относится непосредственно к определенному ордеру. Она отличается красивым и сочным профилем, но содержит много мелких частей. Это так называемая аттическая база.

Она содержит внизу плинт, а сверху плинта вместо одного в ней расположены два вала, разъединенных между собой скоцией. При построении этой базы мы будем делить высоту, равную 1 модулю, на три части. Нижняя часть предназначается для плинта (рис. 1). Часть базы над плинтом состоит из трех частей - двух валиков и скоции, поэтому мы делим эту высоту на три одинаковые части, из которых нижняя определит ширину нижнего вала, следующая над ней соответствует скоции с двумя узкими полочками сверху и снизу, а верхняя часть определяет второй вал с полочкой над ним. Таким образом, из двух валов, нижний сам собой получается грузнее верхнего.

Дальнейшее развитие формы аттической базы касается ее скоции. Если при больших размерах ордера (Исаакиевский собор, где диаметр колонны около двух метров) скоция представляется большой, монотонно гладкой выемкой, то она может быть разделена на две равные части, каждая из которых содержит в себе скоции значительно меньших размеров и астрагалы. Таким образом, вместо одной скоции получается две смежных и два астрагала, прямой и обратный (рис. 2).

Исаакиевский собор

Для построения ионической базы (табл. 1) разделим высоту ее на три равные части, заняв одну из них плинтом. Верхней части содержится вал и скоция, т. е. два деления, поэтому мы делим верхнюю часть вместе с верхней полкой пополам. Верхняя половина занята валом, а нижняя скоцией, разработанной, как описано ниже.

Пьедестал ионического ордера состоит из базы и карниза, причем обе части одинаковой высоты, по ½ модуля. Карниз состоит из двух частей: слезника с полочкой каблучком наверху и поддерживающего его четвертного вала с астрагалом под ним.

В базе пьедестала над плинтом впервые встречается обратный гусек с обратным астрагалом над ним.

Так как переход от тела пьедестала к плинту, т. е. верхняя часть базы пьедестала, разработан довольно сложно, применением обратного гуська, заключенного между астрагалом и полочкой, то для этих частей отведено вдвое больше места, чем для плинта.

Профиль импоста сходен с карнизом пьедестала, но не имеет свеса, типичного для карниза. Поэтому он приобретает характер капители. Ширина этого профиля с двумя расположенными под ним уступами различной ширины составляет ровно 1 модуль.

Архивольт по своим профилям представляет копию импоста, при общей ширине также в 1 модуль. Стены и пилоны имеют внизу небольшое расширение в виде цоколя, состоящего из высокого плинта, над которым помещен астрагал, берущий свое начало у базы пьедестала.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

В этой капители отсутствует шейка, чем и объясняется высота ее, равная не 1 модулю, а 2/3 модуля. Здесь присутствует обычный в капителях четвертной вал, а над ним помещается абак необыкновенной, исключительной формы (табл. 2). В нем ясно различаются две части. Одна, верхняя, непосредственно поджатая под архитрав, представляет собой квадратную плиту с профилем, состоящим из полочки и каблучка. Под этой питой мы видим другую, закручивающуюся с двух противоположных сторон в виде спиральных завитков. Эти завитки, валюты, имеют гладкое поле, составляющее вертикальную плоскость, и немного выступающую из этого поля полочку, которая делает три полных спиральных оборота и заканчивается небольшим кружком, находящемся в центре валюты. Этот кружок называется глазком или очком валюты. Спиральный завиток выглядит красиво тогда, когда узкая полоска на всем спиральном пути не образует никаких углов, скачков, а ширина полоски и промежутка между ее спиралями по направлению к центру совершенно плавно и равномерно уменьшается. Для достижения этой постепенности и плавных переходов существует ряд указаний (табл. 4). Прежде всего, необходимо найти центры глазков валют. Они лежат от оси колонны на расстоянии 1 модуля и в то же время находятся на верхней линии астрагала колонны (табл. 13). Если провести к очертанию валика этого астрагала вертикальную касательную, то это и будет прямая, отстоящая от оси колонны на один модуль. Глазок валюты представляет собой очень маленький кружок, радиусом в 1 парту. Наибольшее удаление валюты от центра в вертикальном направлении равняется ½ модуля, т. е. 9 партам. Описав ¼ окружности, спираль должна приблизиться к центру на 1 парту, т. е. в горизонтальном направлении расстояние от высшего очертания валюты до центра глазка должна равняться 8 партам. Далее, расстояние от того же центра до нижней точки спирали равняется 7 партам, следующее расстояние по горизонтали от центра до спирали равно 6 партам, и, наконец, от центра глазка вверх по вертикальному направлению до спирали. Описавшей один полный оборот, 5 партам. Последний размер соответствует высоте четвертого вала, круглого в плане и видимого между валютами. Дальнейшее движение завитка не дает той простой последовательности приближения к центру, которая выражалась такими простыми цифрами. Приведенные выше цифры позволяют изобразить валюту и капитель в массах. Для идеального же начертания валюты существует много способов. Рассмотрим прием, указанный Виньолой (табл. 4).

Когда начерчен глазок с радиусом кружка в одну парту, в этом кружке проводят вертикальные и горизонтальные диаметры, концы которых соединяют прямые линии и получаю таким способом вписанный в окружность квадрат. Затем из центра окружности опускают перпендикуляры на стороны квадрата (апофемы). Полученные четыре точки, точки, точки пересечения апофем со сторонами, обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Разделим прямую, соединяющую центр с точкой 1 ,на три части, и соединим ближайшую к 1 точку деления, которую обозначим цифрой 5, с 4 точкой. Таким образом, получаем начало ломаной спиральной линии 1, 2, 3, 4, 5. Разделив, таким образом, и другие апофемы на три части, продолжаем соединять точки деления сообразно тому, как были соединены первые пять точек, и тогда получится продолжение спирали 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. последняя точка попадает в центр глазка. Все эти обозначенные цифрами точки буду служить центрами для тех частей окружностей, которые, будучи между собой касательный, образуют совершенно плавный спиральный завиток волюты. Сперва ставят острие циркуля в точку 1 и радиусом в ½ модуля описывают ¼ окружности до встречи с продолжением горизонтальной прямой 1, 2. Затем, для продолжения кривой, составляющей спираль, уменьшают радиус круга на величину 1, 2 и из точки 2 этим радиусом описывают вниз ¼ окружности до пересечения с продолжением прямой 2, 3. Поступая далее таким же образом, из точки 4 придется описывать не ¼ окружности, а несколько большую дугу, чтобы кривая остановилась на продолжении прямой 4, 5 и т. д.

Но таким способом будет получена лишь одна внешняя спиральная линия. Для получения другой спирали, которая после трех оборотов должна сойтись с первой на верхней части очертания глазка, необходимо прибегнуть к определению второй ломаной спирали, которая определит положение центров новых кривых. Для этого поступают так: расстояние между точками 1 и 5 делят на четыре части и отмечают ближайшую к первой точку деления. Так же поступают со всеми остальными промежутками между прежними центрами и соединяют точки деления так, что получают новую ломаную спираль, параллельную прежней, и ведут построение кривых линий совершенно таким же способом, как в первом случае.

Для того, чтобы составить полное представление об ионической капители, надо обратить внимание на вид ее сбоку и снизу. Эта капитель отличается от всех остальных капителей тем, что сбоку выглядит иначе, чем с фасада.

Завитки валют образуют по бокам капители два валика, украшенных листьями и имеющих довольно своеобразную форму. Если представить себе валик в виде мягкого цилиндра, у которого круги оснований сделаны из твердого материала, перетянуть его посередине ремнем, то ремень вдавится в подушку, а наружные круги останутся без изменений. Валики ионической капители имеют подобную форму и украшаются длинными листьями (табл. 2 и 3). Эти валики называются балюстрады.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

Выше было уже сказано, что высота ионического архитрава, вследствие довольно значительно развития его обработки, несколько увеличена и равняется не 1 модулю, а 1 ¼ модуля. Пропорции трех частей антаблемента в ионическом ордере дают гармоническое сочетание. Здесь высота архитрава, фризы и карниза относятся между собой, как 5: 6: 7. таким образом, если высота архитрава 1 ¼ модуля, т. е. 5/4 модуля, то высота фризы 6/4 модуля, а высота карниза 7/4 модуля. Вся же высота антаблемента получается 4 ½ модуля, т. е. равняется ¼ высоты колонны. Архитрав увенчан полочкой и каблучком, а поле его разработано в виде трех свешивающихся одна над другой полос, причем для избегания монотонности ширина этих полос различна. Нижняя - наименьшая, средняя - больше, верхняя - еще больше. Для полного соответствия между взаимными соотношениями крупных и мелких частей ширина этих полос также относится между собой, как 5: 6: 7.

В венчающем карнизе поддерживающая часть составляет ½ высоты карниза, как и дорическом ордере, но в отделке своей эта часть отличается тем, что ряд зубцов заключен между двумя криволинейными профилями.

Нижний профиль- каблучок, как элемент наиболее пригодный для поддержания тяжести. Далее - ряд зубцов, над зубцами помещается четвертной вал, отделенный от полосы зубцов второстепенным профилем- астрагалом.

Высота слезника и венчающей части одинакова, причем слезник принял здесь форму, сделавшуюся самой распространенной, т. е. заканчивается сверху полочкой с каблучком. Венчающая часть в форме гуська наиболее совершенна и чаще всего применима. Ниже плоскость слезника несколько углублена так, что по сторонам этого углубления оставлены лишь узкие полоски (табл. 5).

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

Ионический ордер зародился в Малой Азии. Развивался он, как и на своей родине, так и в самой Греции, в Аттике. Благодаря этому в ордере образовалось два течения: малоазиатское и аттическое. Типичными образцами этих течений являются в Малой Азии храм Афины в Приене(построен в 320г до н.э. архитектором Пифеем), в Аттике- Эрхтейон в Афинах(построен в 420- 393 гг. до н. э. архитектором Филоклом).

Храм Афины в Приене Северо-восточный угол храма Афины

Эрхтейон в Афинах Эрхтейон. Портик кариатид

Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее завитками. В Аттике не получила особенно богатое развитие. Капитель Эрехтейона отличается от малоазийской большим богатством отделки. С большей роскошью разработана самая валюта, кроме того, под эхином имеется украшенная пальметками шейка, которой нет в малоазийском типе. Эта шейка придает капители и самой колонне особую грацию и изящество. Антаблемент ионического ордера сохранил свое тройное деление на архитрав, фриз и карниз. Но встречаются редкие исключения, где архитрав и фриз объединяются в общую часть. Это можно увидеть в храме в Приене, в портике кариатид афинского Эрехтейнона.

Ионический архитрав значительно ниже дорического и состоит обычно из двух или трех слегка свешивающихся одна над другой полос. Сверху же архитрав увенчан мелкими профилями с резными украшениями. Фриз оставался гладким.

В устройстве карниза сильнее всего сказалось различие школ аттической и малоазийской.

Под слезником малоазийского карниза в поддерживающей части непременно помещается ряд зубцов. В аттическом карнизе этих зубцов никогда не встречается. Эта часть развита очень слабо, ограничиваясь одним- двумя узкими украшенными профилями.

Кроме колонн в храмах встречаются узкие вертикальные выступающие части, поддерживающие месте с колоннами общий антаблемент. Эти части называются антами. Они имеют базы и капители, но формы их значительно упрощены.

В ионических храмах обширно применялась полихромия с ее изяществом и гармонией красок.

4. Заключение.

Вся высшая греческая культура создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен – дорян и ионян. Это отразилось и на архитектуре, в которой отличаются две системы, два ордера- дорический и ионический. Ионяне противопоставляются дорянам своей склонностью к мирным занятиям и культуре, своим мягким и нежным характером. Созданная этим племенем архитектура не скована тесными рамками условности и трактуется свободно и разнообразно.

5. Литература .

Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. « КомКнига», 2010 г.

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура - С, 2005 г.

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон , храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах .

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

    Проблемы греческой энергетики

    Звезды эстрады современной Греции

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 4)

    Утром выясняется, что национальный археологический музей по понедельникам работает с середины дня. Поэтому решаю съездить в Пирей, давно ставший просто районом Афин. От центра Города на метро туда везут за 0.7 евро и всё больше по поверхности. В Пирее станция метро выглядит как обычный пригородный железнодорожный вокзал (пол-Финляндского). Выйдя из вокзала, ориентируясь по Солнцу, прихожу в порт. На пирсах сидят рыбаки с удочками. Из проезжающего мимо джипа по пояс высовывается полицейский и говорит, что в порту снимать нельзя из соображений безопасности. «Хорошо,» - говорю я и, сняв пентапризму, кладу камеру на кофр на живот, что позволяет фотографировать незаметно для окружающих. У одного из причалов стоит что-то вроде нашего речного трамвайчика с поправкой на плавание по морю.

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    Мыс Сунион

    Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

Ионический ордер является одним из трёх самых древних греческих ордеров. Так, он отличается от дорического, который возник раньше ионического, большей вольностью в выборе пропорций, а также отсутствием частей, которые не подверглись бы декору. Архитекторы любили ионический ордер и считали его «женским» из-за изысканности и большого количества украшений.

Главная отличительная черта ионического - специфическое оформление капители. Капитель состоит из двух симметричных волют (волюта - завиток в форме спирали с небольшим кружком в центре).

Точное время и место возникновения ионического построения колонн неизвестно, но предполагается, что это середина шестого века до нашей эры и северное побережье Малой Азии соответственно. Самым первым большим строением, в котором использовались ионические колонны, был храм на построенный Роикосом и посвящённый богине Гере. К сожалению, через некоторое время храм был разрушен при землетрясении.

А храм в котором также есть ионический ордер, как вы знаете, был признан одним из чудес света. Впрочем, и он не дожил до наших дней.

Ионический ордер имеет две ипостаси: аттическую и вариант, в котором не присутствует фриз, принято считать первоначальным, аттический же порой считают не отдельным вариантом, а всего лишь модификацией, переделкой малоазиатского.

Колонна, согласно принципам построения ионического ордера, разделяется на три части: капитель, ствол и основание. Основание, как правило, опирается на квадратную плиту, называемую плинтом. Полувалы (полувалом называется выпуклый элемент основания) украшаются орнаментом и горизонтальными желобами. Вогнутые скоции, как правило, оставляют гладкими.

Как уже было сказано, главная отличительная черта ионического ордера - две волюты на капители. С фасада волюты являются завитками, с боков же волюты соединяются так называемыми балюстрами, которые очень похожи на свитки. Если сначала волюты находились лишь в одной плоскости, то потом их стали делать во всех четырёх, что, кстати, избавило ионический ордер от критики, согласно которой верх колонны должен одинаково выглядеть со всех сторон - это первоначально было у дорического, но не сразу появилось у ионического ордера.

Порезка обычно была украшена овами (от греческого и латинского слова, означающего «яйцо»). Это яйцеобразные декоративные элементы, и на колонне они чередуются с различными стрелками и листьями. Число каннелюр (каннелюра - вертикальный жёлоб на стволе колонны) в ионическом ордере постоянно менялось, но в итоге остановилось на 24. Это значение было взято не просто так: такое число каннелюр легко позволяло сохранить пропорцию диаметра колонны и каннелюры, даже в том случае, если высота колонны была по каким-то причинам завышена.

Если вы увидите две колонны, ионическую и дорическую, вы сразу обратите внимание, что изящнее выглядит ионический ордер. Построение его базируется на основном правиле: высота колонны должна составлять не менее восьми-девяти ее диаметров. Вот почему данный вид ордера отличается такой красотой.