Кемерово: на острие информационной атаки. Об информационной войне и христианах

За долгие годы пребывания в социальных сетях я наблюдала не один и не два случая т.н. нашей прогрессивной публики. Уверена, что и вы все их отлично помните. Это могло быть связано с террористическим актом или технологической катастрофой, с каким-нибудь природным катаклизмом, с громким судебным процессом. Или же с планомерными ударами по тому или иному государственному или социальному институту. Игорь Ашманов говорил об этом так (цитирую по памяти): «Вспомните, кого вы ненавидели шесть месяцев назад, кого год назад, а кого три года назад».

Все информационные кампании такого рода развиваются по схожим сценариям.

Мы живем в огромной стране.

У нас постоянно что-то происходит и будет происходить

Видите ли, мы живем в огромной стране с большим количеством населения. У нас постоянно что-то происходит и будет происходить. Рано или поздно какой-нибудь служитель закона убьет из табельного оружия случайного прохожего. Рано или поздно какой-нибудь священник на машине собьёт какую-нибудь старушку. Рано или поздно врачи не заберут приболевшего человека в больницу, и это внезапно обернется летальным исходом. Что-нибудь такое происходит у нас каждый день. К огромному несчастью, жизнь вообще полна трагических случайностей.

Задача информационной атаки состоит в том, чтобы из трагических случайностей слепить для читателя общую картину кромешного ужаса, в котором он живет. Объяснить, что перед читателем не просто отдельные случаи, стечение обстоятельств, некомпетентности и прочего. А натуральная система. Более того, эта система складывается не в результате небрежения властей, а в результате их злой воли. Они не просто плохо образованы и много воруют. Нет! Их жадность беспредельна, стремление к власти бесконечно, а в их пагубных законах можно проследить стремление не только набить свои карманы, но и как можно больнее уязвить самолюбие всех свободных, неравнодушных и честных людей страны. Унизить их как можно сильнее. Потому что какая же власть без сладости унижения ближнего!

Чтобы все это возымело действие, нужен постоянный приток негативной информации по той или иной теме. По тренду, так сказать. Поскольку жизнь может и не давать нужных фактов, приходится вытаскивать и распространять факты старые. Это, кстати, является одним из признаков информационной атаки.

Кого ненавидим сейчас?

Для примера. Кого ненавидим сейчас? Ненавидим мэрию Москвы, лично господина Собянина и лично господина Печатникова. В связи с чем? В связи с реформой медицины. Еще чуть-чуть ненавидим при этом РПЦ, потому что на месте закрываемых больниц будут строить мракобесные храмы. Кого жалеем? Врачей и пациентов. Правда, исключительно московских.

И к этому надо вытаскивать все, что идет по теме, невзирая на дату публикации. Сейчас в своих лентах вы можете прочитать, что за последние две недели с собой покончили в столице восемь онкобольных. Фраза яркая, сразу бьет в глаза. Беда, правда, в том, что информация эта увидела свет 26 марта 2014 года в Интерфаксе. На следующий день материал на эту тему сделала русская служба BBC. Однако, в тот момент, когда эта информация увидела свет, в социальных сетях обсуждали совершенно другие вещи. сравнивала Путина с Гитлером, а присоединение Крыма с аннексией Австрии. Кому тогда было дело до онкобольных?

Почему тема всплыла сейчас? Ну, так удобно совпало. В начале декабря в Москве покончил собой пенсионер, у которого тоже была онкология. Почему же не пишут о пенсионере? А он один. Не так бьет по перепонкам. Зато всплыли мартовские самоубийства. А если кто-нибудь скажет, что это-де старая информация, тут же можно подсунуть и свежего пенсионера. Вот, мол, ужас-то продолжается.

Ужас, конечно, продолжается. Вот только он никак не связан с медицинской реформой в Москве и с именем Леонида Печатникова (если не считать его мартовского заявления). А связан с оборотом наркотиков в России и с неуклюжими попытками наших властей решить эту проблему затыканием легальных дыр. Под раздачу попадали даже ветеринары. Печальная комедия еще и в том, что больше всех по поводу обезболивания некогда выступала та самая доктор Лиза, которая нынче нерукопожатна. У нее же хоспис и богатый опыт. Кстати, BBC в мартовском материале несколько последних абзацев как раз Елизавете Глинке и посвятила. Но сегодня ссылку дают на тот материал, где о докторе Лизе не сказано ни слова.

С марта утекло довольно много воды. 12 декабря в Госдуме пройдет второе чтение поправок к закону «О наркотических средствах и психотропных веществах». Эти поправки как раз и направлены на то, чтобы облегчить обезболивание тяжелых случаев. Более того, поправки были внесены в Думу как раз по итогам мартовских выступлений в прессе. И врачебным сообществом эти поправки были восприняты с облегчением. Можно говорить о том, что в данном случае Дума работает медленно, однако нельзя говорить о том, что законодатели никак не реагируют на проблему.

Но во время вникать в материал нет нужды. Надо забрасывать читателя все новыми и новыми подробностями.

Пока я разбиралась в вопросе, всплыли многие забавные вещи.

«Снимаю шляпу. Человек с большой буквы»; «Его высказывания дорого стоят»; «Это страшный моральный удар по системе: официальное лицо все-таки»; «Это естественная брезгливость нормального человека, не желающего иметь ничего общего с людоедами»... Знаете, кем так восхищается прогрессивная публика в комментариях на Гранях? Да Леонидом Печатниковым же. В мае 2013-го. Тогда Леонид Печатников отказался отвечать на вопрос Комсомолки после истории с абажуром. Господин Сунгоркин потом этот факт комментировал. Время идет быстро: давно проехали.

Особенность момента состоит еще и в том, что никто ничего не скрывает. Гарри Каспаров прямо говорит, что власть надо валить, а сделать это можно только в Москве, только тогда, когда средний класс в столице почувствует себя ущемленным и выйдет на русский майдан. А вся остальная страна и настроения в ней никому не интересны.

Поэтому, кстати, и медицина нужна исключительно столичная. Таковы установки. Какие бы там онкобольные в Иркутске, Твери или Дудинке не кончали с собой, никого это не интересует. Работают по принципу «уж если». В смысле, уж если в Москве, в богатейшем мегаполисе, такое происходит, то что творится в остальной России? В этом посыле, правда, есть серьезный логический изъян. Раз Москва — богатейший мегаполис, а в остальной России все еще хуже, то не стоит ли сначала подтянуть остальную Россию до уровня Москвы хотя бы? Но на это вам ответят, что москвичи сами сражаются за свои права, а если Ростов или Красноярск хотят, то пусть сами выходят на свои площади, никто их ждать не будет, инертных.

Поскольку тема с воровством голосов на выборах и продвинутым в свое время не сработала, то сейчас активно переключаются на идеи левые, достаточно популярные в нашем обществе в отличие от либеральных. Отсюда и медицина, отсюда и образование, отсюда и гречка. Окончательная проблема лишь в том, что о гречке и медицине народу зачастую вещают люди, обедающие в ресторанах и рожающие в Лондоне. Если вообще рожающие («как-то не верится» пока им). Как-то не поняли они еще, что если в одном фейсбучном «статусе» они сообщают о заказе кухонного гарнитура из США, а в другом вопят, что их лишают бесплатной медицины, то это немножко диссонирует одно с другим. Самую малость.

Однако не могу сказать, что такие информационные атаки вообще никак не действуют на наше общество. Конечно, действуют. Просто вспомните, сколько времени прошло с момента выхода гуляющего призрака до Великой октябрьской. А сейчас все идет гораздо быстрее.

Моргоев Хетаг


Информационные войны сегодня главные на планете, и данное утверждение не является новостью. Так же победу в горячей войне можно превратить в поражение в последующей информационной. Все возможно в информационной войне можно перевернуть вверх ногами всю историю, убедить всех, что черное - это белое и наоборот. Информационные войны тотальны и глобальны. Такие войны беспрерывно ведут государства и блоки, различные партии, религиозные конфессии, идеологии и т. д. Мы не ошибемся, если скажем, что информационные войны существуют столько, сколько существует человек.

Информационная война на современном уровне вплетена в систему массовой коммуникации. Простейшую коммуникационную модель определил еще Аристотель, она включала три компонента: источник – сообщение – получатель. Современная модель включает обратную связь, связывающую «получателя» с «источником». В нашем контексте огромное значение имеет социальный статус источника информации. Например, СМИ, имея статус официального источника информации, уже претендуют в силу своей “официальности” на то, что всегда сообщают только достоверную информацию. Однако, истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому для аудитории намного важнее оценочная информация, которая целенаправленно отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения, поэтому, как правило, она контролируется и служит политическим, идеологическим, экономическим и иным целям. Здесь следует выделить регулятивную функцию массовой коммуникации, она связана с интерактивным взаимодействием контроля над обществом. Данная функция сопряжена с формированием общественного сознания, общественного мнения, с созданием социальных стереотипов, с манипулированием, с социальным контролем. Создание определенных социальных условий может обусловить использование данной функции для формирования различных технологий “промывания мозгов”. Таким образом, СМИ в современных условиях являются ключевым, главным инструментом в манипулировании информацией. При помощи информации правящий класс, реальные владельцы и заказчики СМИ формируют «общественное» мнение, манипулируют сознанием индивида, придавая ему качественные и ценностные ориентации, которые необходимы индивиду для функционирования в той системе общественных отношений которые, в свою очередь, опять таки выстраивают и формируют владельцы и заказчики СМИ. В условиях информационной войны СМИ являются главным, хотя и не единственным оружием.

Информационная война в области религиозной жизни наиболее характерна для авраамических религий, экспансия которых всегда носит характер войны, будь то горячей либо на идейном уровне. На каком-то историческом этапе, не имея возможность вести войну физическую, иудаизм перевел постоянную, без начала и конца религиозную войну, с ее ужасными посвящениями захваченной добычи своему племенному богу, когда умерщвлялось все: все люди, все животные, все растения, даже орудия труда подлежали уничтожению, в плоскость информационной и психологической войны.

Преодолев узкие этнорелигиозные рамки, адепты одной из иудейских сект, проповедь и догматика которых впоследствии стали называться христианством, также воспользовались методами и возможностями информационной войны. Христианские сочинения показывают динамику изменений в объективации иудеохристианской проповеди. В евангелии от Матфея, Иисус, призвав апостолов, направляет их на проповедь, предназначенную исключительно для евреев: «Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 10, 5. 6). В сохранившихся фрагментах евангелия эбионитов Иисус говорит об обращении проповеди апостолов к евреям: «…Я хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами для свидетельства Израилю» 1 . Необходимость широкой проповеди христианского учения заложена в речах новозаветного Иисуса: «и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар. 16, 15) «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит во всем доме. Так да светит свет вам пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мат. 5, 14 – 16; ср. Мат. 10, 26; Мар. 4, 21; Лук. 8, 16; 11, 33) Далее каждый апостол наделяется знанием «иного языка» для проповеди свидетельства воскресения Иисуса. Люди, находившиеся в Иерусалиме, - свидетели чуда, так же «…изумлялись и дивились, говоря меж собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2, 7).

Можно сказать, что мы осетины на протяжении уже не одного столетия находимся в состоянии информационной войны со всякого рода представителями различных религиозных систем, пытающихся подчинить нас, сделать послушным орудием (или оружием) для достижения своих целей. Условным «началом» этой войны мы можем считать христианские легенды о якобы проповеди в Скифии некоего иудео-христианского проповедника Андрея, в христианской традиции Андрей Первозванный ученик Иисуса Христа, он якобы дошел аж до Киева (которого тогда еще не существовало). Впрочем, сами христианские историки-сочинители не дают каких-либо внятных сведений о проповеди Андрея в странах Причерноморья и Кавказа.

В наше время информационная война против осетин со стороны христианской конфесии принимает разные формы и выражения. Имея своих адептов, резидентов и как надо полагать оплачиваемых агентов в системе руководства и в самих СМИ, церковь умело навязывает, создает иллюзию «блага» для осетин перехода к христианским ценностям и мировоззрению, однако нигде не упоминается, что это самое мировоззрение противоречит основам осетинского?гъдау и навязывается с целью его уничтожения. СМИ в Осетии тиражируют представления о религиозной жизни осетинского народа подчас ничего общего не имеющие ни с нашей историей, ни с нашей религией.

Создавая подложный миф о древности своего культа среди нашего народа, в СМИ, например, многократно повторяется нечто вроде заклинания: «Алания официально приняла христианство в X веке» 2 . Впрыскивание данной тезы рассчитано на восприятие готовой формулы, значение и смысл которой, я утверждаю, не могут объяснить ее сочинители. Сама христианская традиция отрицает возможность «официального принятия христианства» чем бы то ни было, в каком бы то ни было веке, году или сезоне. В этом случае «искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю) позволяет корректировать степень и меру психологического воздействия, изготавливать такой образ реальности, в котором главное не реальность, а то, как ее хотят преподать, как организуют то, что надо в ней увидеть» 3 . Здесь же налицо умалчивание, утаивание информации, а именно, что в 931 году аланы относительно христианской веры «…отвратились от нее и изгнали епископов и священников, присланных к ним византийским императором»4 . А также многочисленных исторических примеров борьбы алан и осетин против христианства.

Следует уточнить, рассматривая проблему взаимоотношений осетин и пришлых религий, и в частности христианства, мы имеем дело с религиозно-информационной войной, эта война направлена против нас, но, в то же самое время, она идет за нас, за наше самосознание, за наши души. В этой войне цели и задачи церкви и чиновничества смыкаются, переплетаются в стремлении получить послушную паству и легко управляемую массу. Эта масса – объект манипуляции - ведомое большинство.

Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости, неравномерное распределение образования, культуры и информации неизбежно ведут к образованию “познавательных барьеров”, к продуцированию, сохранению и усложнению препятствий, затрудняющих осмысление массами социальных и культурных реалий. Человеку все труднее становится разбираться в происходящем. Знанию он предпочитает его облегченную, готовую интерпретацию, предоставляемую владельцами СМИ. «По мнению многих (исследователей – М.Х.), современное коммуникационное сообщение в своей психологической основе является особого рода мифом. В последние десятилетия деятельность роль средств массовой коммуникации рассматривается как мифопроизводящая… Мифотворчество перестраивает восприятие и мышление аудитории. Особый, клиповый характер непрерывного потока сообщений диктует иную скорость психических процессов. Сокращение времени для комментариев и аналитических программ ведет к деградации мышления аудитории. В итоге, она становится все более легковерной для восприятия разного рода мифов» 5 . Например, для восприятия навязываемого, алогичного по своей сути, представления о чуть ли не извечной принадлежности осетин христианскому или мусульманскому культу.

Влияние и формирование у индивида и массы в целом взглядов на действительность путем искажения информации есть информационно-психологическая война. В результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его "картина мира" меняется в нужную для информатора сторону. В наших условиях это переход от осмысленного, активного и соразмерного поведения необходимого в рамках традиционного осетинского религиозного самосознания к простому восприятию готовых догм, поучений представляемых и внедряемых церковью пастве, или же готовых решений относительно важнейших аспектов жизни масс внедряемых в общество правящим классом. В последних случаях индивид отстраняется от активной деятельности в рамках религиозной и общественной жизни, ему навязывается роль пассивного наблюдателя, потребителя.

В системе средств массовой коммуникации используемой для активного воздействия на аудиторию, часто, в случае освещения религиозной ситуации в Осетии, путем прямого подлога и обмана, телевидение имеет неоспоримое преимущество. Оно заключено в самой его сущности, а именно в наличии изображения, видеоряда. Подавляющее большинство информации (знаний) человек получает через зрение. Доминантность визуального канала также позволяет преувеличивать/преуменьшать значимость того или иного события в общественной жизни 6 .

Видеоряд, предоставляемый телевидением, упрощает усвоение нужной информации, а так же усиливает контекстное воздействие на массовое сознание аудитории. «Именно это придает телевизионному воздействию огромную ни с чем не сравнимую эмоциональную силу… телевидение обращено прежде всего к эмоциональным и непосредственно действенным структурам. В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, зритель часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел – значит, это правда!» 7 . И человек в Осетии видит многократно повторяемые новостные сюжеты о деятельности церкви, адептов христианства, многократно повторяемые ссылки так или иначе связанные с работой христианских клириков или их паствы, многократно повторяемые ложные утверждения о происхождении осетинской культуры из христианского культа.

Еще одной особенностью нынешней информационно пропагандисткой ситуации является тотальная пропаганда разврата государственными органами через средства массовой информации в Осетии (сюда мы можем отнести также наружную рекламу на улицах городов). Разврат форма деградации общества в целом и индивида в частности. Такому индивиду нет места в рамках традиционного осетинского мировоззрения, он из него выпадает, становится противен ему. Местное чиновничество ориентирует налогоплательщиков на потребительское отношение друг к другу, когда человек видит в себе подобном лишь средство, но чаще просто плоть, мясо, хоть и хорошо сложенное и выставленное на показ возбужденной похотью. Тем самым чиновники готовят для церкви ее паству, которая ищет в церкви спасение и рано или поздно приползет за покаянием, прощением грехов.

Одним из мощнейших средств массовой коммуникации на современном этапе стал Интернет. Для нас поле борьбы за свою самоидентификацию расширилось. Не имея возможности, рычагов влияния пробиться к аудитории посредством официальных СМИ (хотя они содержатся в том числе и на наши налоговые отчисления) мы имеем вероятность предоставить альтернативную, в нашем случае правдивую информацию, расширить информационное пространство занимаемое предметом нашей религии или?гъдау. Но и здесь оборотной стороной данной для нас возможности явилось сильнейшее противодействие со стороны сил заинтересованных в уничтожении нас как этноса. Качественно новый виток информационной войны с использованием новых средств предоставляемых Интернетом дает возможность всяким полуграмотным индивидуумам, «анонимам из комментариев» клеветать, оскорблять, создавать фон, шлейф грязи и лжи сопровождающий просветительскую деятельность (или хотя бы попытки) людей патриотов стремящихся сохранить себя и свой народ в мире. Безнаказанность за клевету, поливание грязью всего и вся в Интернете вылилось в целую субкультуру и, разумеется, это обстоятельство, этот фон, эта субкультура используются для информационных войн большими игроками, вплоть до государств и, конечно всевозможных идеологических образований таких как церковь. Следует заметить, сам этот фон - это тоже война и война не только Петь и Вань, Азаматов и Сарматов друг с другом, но и идеологическая информационная война за право на самоидентификацию.

Несомненно, что какая-то часть из этих анонимов-ников – это работающие под Петь и Вань агенты тех или иных (не трудно догадаться каких) структур, работающие для того, чтобы тонко и расчетливо направлять потоки грязи в нужном их хозяевам направлении. Прежде всего, против тех, кто воюет с их идеологией или разоблачает какие-то их неблаговидные действия. Не будучи способными опровергать аргументы идейного противника, когда невозможно их опровергнуть, легче тем или иным способом его оболгать, очернить, заставить замолчать.

Информационная, идеологическая война, участниками которой мы все являемся, осознает это кто-то или нет, направленная на сокрытие от нас же самих истины о нашей истории и культуре, направленная на искажение реальных фактов о нашей религиозной жизни, имеет все-таки для нас явный потенциал, так как ценностью и целью для нас является правда и в этом наше преимущество. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». (Лук. 8, 17).

Примечания:

1 Фрагменты Евангелия эбионитов/Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 66.

3 Каландаров К. Х.Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов.

4 Ал-Масуди / Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М. 2003, с. 346

5 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 300 - 301

6 ПОЧЕПЦОВ Г. КАК "ПЕРЕКЛЮЧАЮТ" НАРОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ/ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке

7 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 304.

Пропагандистская медиамашина против церкви

Религиозные войны - древний и хорошо изученный феномен. Они всегда отличались жестокостью и бескомпромиссностью, будь то Тридцатилетняя война или война однодневная, когда в ночь на 24 августа 1572 года цивилизованные европейцы - католики и протестанты - вырезали друг друга в количестве, превысившем число жертв всех лет правления Ивана Грозного. Религиозные войны всегда имели информационное сопровождение, начиная от устной коммуникации древних времен и заканчивая глобальными информационными войнами современности. Сам термин «пропаганда» в нынешнем его толковании обязан рождению основанной в 1622 году римским папой Григорием XV Конгрегации пропаганды веры, ставшей главным инструментом информационных войн католицизма.


Лето 2012 года ознаменовало беспрецедентную для начала XXI века глобальную информационную войну против Православия. Раньше на нашу веру нападали магистры и короли с топорами, мечами, копьями и стрелами; нашу страну, словно колорадским жуком, усеивали всевозможными сектами. Большевики-богоборцы жестоко убивали православных священников. Теперь на православную церковь обрушилась глобальная пропагандистская медиамашина.

То, насколько унифицировано и однородно действовали западные масс-медиа в проведении пропагандистской кампании против Православия, говорит о чрезвычайной её важности для заказчиков. Такое единство в информационной линии западных СМИ за последние 15 лет можно было встретить лишь в нескольких случаях - агрессия НАТО против Югославии в 1999 году, августовская война России и Грузии в 2008 году, события 2011-12 годов в Ливии и Сирии. Даже вторая война в Ираке не вызвала в западном медиасекторе такого единодушия - из-за позиции, например, Франции. Информационная же война против Православия его вызвала.

Основой информационной кампании, разумеется, было освещение деяний Pussy Riot (сокращённо PR). Её характеризовали: синхронность вбросов, выведение нужных тем в заголовки новостей и потопление ненужных, единство стиля. Например, в качественных англоязычных СМИ прочно устоялась языковая конструкция «anti-Putinband» (антипутинская группа), которая удачно использовалась в заголовках новостей, тем более в сочетании с «за решеткой», «суд», «обвинение», «осуждение». Истинное же название, которое переводится на русский не совсем цензурно, старались употреблять как можно реже, особенно в начале сообщений. Акции PR стремились максимально удалить от контекста плясок в храме и приблизить к антипутинскому контексту.

В России кампанию удачно поддерживал либеральный пропагандистский треугольник: «Эхо Москвы», «Новая газета» и «Дождь». В отечественном политическом пропагандистском поле использовались и более мелкие детали (например, поднятая история трехлетней давности о часах Патриарха), а важнейшим механизмом пропаганды была попытка в протестантском ключе отделить веру от церкви. Но Православие - это не протестантизм, тем более не неопротестантизм, церковь вплетена в суть веры, и стремление разделить их - это именно стремление нанести как можно более сильный удар по вере.

«PR не стремились оскорбить религию», - говорили либеральные СМИ. Да, всего лишь устроили похабные пляски на амвоне в храме - символе российского Православия... С языком же пропаганды либеральные СМИ и их последователи в социальных сетях не церемонились, выбирая семантически нагруженные слова и конструкции - «мракобесие», «охота на ведьм», «инквизиция» и другие. К двум последним известным изобретениям католической церкви, кстати, православная церковь исторически отношения не имеет.

О деяниях духовных представителей других религий либеральные СМИ чаще всего молчат или упоминают вскользь. Много ли вы слышали о скандалах с педофилией, потрясающих Ватикан? В конце лета была опубликована информация, что только в Брюсселе около тысячи детей обратились с жалобой на домогательства католических священников-педофилов. Знаете ли вы о том, что в 2009 году в Нью-Джерси была раскрыта ОПГ, занимавшаяся торговлей человеческими органами и частью ее был коллектив раввинов? Слышали ли вы о том, англиканская церковь в течение семи лет была акционером крупнейшего в мире медиахолдинга NewsCorp., наиболее последовательно поддерживающего глобальные войны США и их союзников и традиционно занимающего жесткую антироссийскую позицию?

В управлении англиканской церкви, между тем, находится сумма в 10 миллиардов евро, в управлении Ватикана - около 12 миллиардов. Но «ЗАО РПЦ» либералы называют только Православную церковь с её активами в 2,3 миллиарда рублей. Вот такие умолчания и передергивания фактов.

Интронизация Патриарха Кирилла

Использовалось в пропагандистской компании и вырывание из контекста евангельских фраз. Касательно PR нередко приводилась цитата «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие», при этом опускалась вторая часть - «Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. (Мф 21, 28-32)».

Тем более не говорилось о смысле самой библейской притчи, искажалась мысль о том, что только в осознании своего греха и покаянии можно найти прощение Божье. Сегодня я хочу максимально отойти от онтологии и сосредоточиться на социокультурном аспекте. Но нельзя не напомнить, что небрежное толкование святых для идеологического противника текстов (тем более в прагматичных целях) - традиционный способ религиозной информационной войны.

Другое дело - в Православии сама Церковь, как Тело Господне, безгрешна, а отдельные ее служители могут быть грешными. Но, как известно, верующие хотят изменить себя с помощью Церкви, а не саму Церковь. Смысл веры - это спасение души, а не фанатичный поиск грехов служителей церкви. В тех проблемах, которые существуют в Православии, и духовенство и прихожане способны разобраться сами, без живого участия атеистов и представителей других религий. Известно, что попытки представить религию как нечто неактуальное, устаревшее, изжившее себя - важнейший механизм психологической войны против народа. Атака на Православие - это не просто атака на религию, исторически объединившую Россию и стоявшую у истоков ее государственности, но и атака на веру, дающую духовную силу русскому человеку и позволяющую ему обрести внутреннюю свободу.

Нападения на Православие не случайно интенсифицировались и приобрели характер глобальной информационной войны именно с интронизацией Патриарха Кирилла. Именно при нем Церковь заняла активную общественную позицию (Церковь отделена от государства, но не от общества), все чаще указывая на общественные пороки, например, обогащение одних за счет несчастий других или пропаганду гомосексуализма. А пасторский визит Патриарха на Украину, ставивший целью показать, что Православие - объединяющая сила двух братских народов. Разве могло это оставить в покое мировую и российскую «либеральную общественность»?

Право на веру

В этом же контексте надо рассматривать и глобальные атаки на ислам. Ведь это тоже чувственная религия с акцентированной верой в загробную жизнь и приоритетом духовных ценностей над материальными, нетерпимостью к разврату и пошлости, что так не нравится (мягко говоря) глобальным либеральным силам. Поддерживая справедливый гнев мусульман по поводу унижения их религии, я всё же рад, что в России не было такой реакции на оскорбление православных святынь, а православные (за редким исключением) восприняли происходившее с достоинством и чувством того, что они выше оскорблений. Исторически было так - чем больше притесняли и унижали Православие, тем оно становилось сильнее - так было и так будет.

Я с уважением отношусь ко всем традиционным религиям, уважаю право людей верить в то, как они хотят. В религии, разумеется, не может быть плюрализма - мы не признаем, что правильно верят представители других конфессий, они не признают, что правильно верим мы. Мы можем спорить о религиях друг друга, добросовестно изучать и критиковать наши религии. Но культура человеческих отношений, чувство собственного достоинства никогда не позволят воспитанным людям опускаться до оскорблений чужой веры, хамства и бесцеремонности в религиозных вопросах. Именно те, кто оскорбляет религии, отрицает право людей на веру - и толкают общество в пучину средневекового мракобесия и религиозных войн.

Владимир Сапунов,
доктор филологических наук,
доцент кафедры телевизионной и радиожурналистики,
профессор кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета.

В наше время свободного доступа к огромному количеству информации борьба за человеческие умы стала вестись в этой сфере. Подавая обществу необходимые материалы и новости, можно контролировать социальные настроения и стремления преобладающего количества населения.

Что такое информационная война?

Термин «информационная война» изначально использовался в американских военных кругах. Информационная война – это психологическое давление на все общество или его часть. Умелая подача необходимой информации помогает создать определенные настроения и вызвать реакцию. Первые сведения об упомянутом виде войны датируются 50-ми годами 19 века и касаются Крымской войны.

Информационная война может вестись как внутри государства, так и между разными странами и является частью сложного процесса противоборства. Наличие информационного давления на общество является показателем закулисных политических действий или подготовкой к каким-либо изменениям. Она не требует больших финансовых вложений и усилий. Эффективность информационной войны зависит от грамотно составленной агитации, опирающейся на чувства и желания членов общества.

Признаки информационной войны

Суть информационной войны заключается во влиянии на общество с помощью информации. К признакам информационной войны относятся:

  • ограничение доступа к определенной информации: закрытие веб-ресурсов, телевизионных программ, печатных изданий;
  • появление различных информационных источников с одинаковой информацией;
  • создание отрицательного психологического фона по конкретным вопросам;
  • появление в обществе эмоциональной напряженности;
  • проникновение насаждаемой информации в различные сферы общества: политику, культуру, бизнес, образование.

Информационная война - миф или реальность

Информационные войны между странами стали обычным явлением. Хотя об использовании в военных конфликтах информационной пропаганды известно еще с 19 века, особую силу этот вид войны приобрел в конце 20-го века. Это связано с увеличением количества информационных ресурсов: газет, журналов, телепередач, веб-ресурсов. Чем больше информации имеет общество в свободном доступе, тем легче проводить информационную пропаганду.

Для ведения информационной войны нет необходимости переубеждать людей или навязывать им свою точку зрения. Надо просто сделать так, чтобы внушаемая информация попадалась на глаза как можно чаще и не вызывала отторжения. При этом человек может и не подозревать, что стал участником информационного влияния. Для ведения информационной войны нанимают специалистов, имеющих глубокие знания по маркетингу, социальной психологии, политике и истории.

Цели информационной войны

Ведение информационной войны является одной из составляющих политики многих государств. Сражение за человеческие умы не является самоцелью, а относится к комплексу мер по сохранению безопасности своего государства или по влиянию на граждан другого государства. Исходя из этого, информационная война имеет такие цели:

  • обеспечение безопасности своего государства;
  • поддержание патриотических настроений;
  • влияние на граждан другого государства с целью дезинформации и достижения определенных целей.

Виды информационной войны

Информационная война может применяться среди военных и среди мирного населения. Для этого может использоваться один из видов информационной войны или комплекс мероприятий. К видам информационного противостояния относятся:

  1. Информационная война в интернете - предлагается разная и зачастую противоречивая информация, применяемая для запутывания противника.
  2. Психологические операции – подбор и подача такой информации, которая звучит как контраргумент на настроения, существующие в обществе.
  3. Дезинформация – продвижение ложной информации с целью направления вражеской стороны по неправильному следу.
  4. Разрушение – физическое уничтожение или блокировка электронных систем, важных для противника.
  5. Меры безопасности – усиление охраны своих ресурсов с целью сохранения планов и намерений.
  6. Прямые информационные атаки – смешение ложной и правдивой информации.

Методы ведения информационной войны

Информационную войну называют холодной, потому что она приводит к желаемым результатам без применения оружия. Существуют такие методы информационной войны среди мирного населения:

  1. Участие авторитетов. Суть данного метода состоит в поддержке необходимых действий или лозунгов известными авторитетными людьми.
  2. Точные утверждения. Желаемые лозунги подаются как стопроцентно верные и не требующие доказательств.
  3. Победившая сторона. Обществу предлагают выбрать решение, которое подается как наилучшее и является выигрышным.
  4. Принуждение. Этот метод зачастую применяется в лозунгах и звучит как точное указание к действию.
  5. Подмена источника информации. Когда не получается остановить проникновение нежелательной информации, ее автором называют источник, который не пользуется доверием у общества.

Информационная война и пропаганда

Информационная война эффективно применяется в политической сфере. С ее помощью претенденты на должность сражаются за голоса избирателей. Учитывая тот факт, что большинство избирателей не имеет доступа к истинной информации, для влияния на них применяются техники психологического воздействия. Информационная война в СМИ является популярным способом влияния на общество. Кроме этого в политической пропаганде может использоваться метод подмены информации, искажения действительности, принуждения, участия авторитетов.

Как защититься от информационной войны?

Информационная война используется в разных сферах, но ее цель всегда остается постоянной: повлиять на общественное мнение. Вести противодействие информационной войне бывает непросто, ведь манипуляции и пропаганда разрабатываются опытными специалистами. Чтобы не стать жертвой информационного влияния, следует рассматривать по интересующему вопросу мнения разных людей и задействовать разносторонние источники информации. Разбираясь в сложной ситуации, стоит ответить на такие вопросы:

  1. Какова обратная сторона медали данного вопроса?
  2. Кому может быть выгодно воздействие с помощью данной информации?
  3. Насколько рассматриваемый вопрос раскрыт с разных сторон?
  4. Есть ли логическая цепочка и доказательства по данному поводу или же ведется прямое внушение, принуждение и воздействие на эмоции?

Информационные войны в современном мире

Благодаря современным технологиям информационные войны нашего времени могут вестись по всему миру. При этом появилась возможность создавать реальность, не соответствующую действительности. Современные мировые информационные войны ведутся как между государствами, так и внутри государства, между политиками, компаниями, организациями, религиозными деноминациями. Основным оружием в информационной войне выступают СМИ. Полный контроль над ними позволяет подать обществу лишь ту информацию, которая сформирует необходимый взгляд на проблему.

Все боевые действия в современном мире освещаются в СМИ таким образом, чтобы показать необходимость ведения войны и сформировать негатив у противоборствующих сторон. Недавние военные конфликты в Сирии и Украине являются яркими тому примерами. Информационная война и терроризм также напрямую связаны между собой. Разобраться в том, что же на самом деле происходит между противоборствующими сторонами, обычному человеку не представляется возможным.

Информационные войны в политике

Политическая борьба ведется между политическими партиями, организациями и другими политическими институтами. Информационная война в этой сфере происходит постоянно, но усиливается перед выборами в правительственные органы. Воздействие на общество с помощью информации ведется таким образом, чтобы члены общества не замечали его и считали, что делают выбор самостоятельно.

Современные информационные войны в политике ставят целью дискредитировать оппонента в глазах общественности и сформировать у членов общества необходимое мнение. Для решения данных задач нанимают специалистов по информационным диверсиям – айворщиков, которые производят атаку на оппонента с помощью разных информационных источников. Основными методами информационных атак являются: монтаж, слухи, мифы, угроза, блеф, перекручивание информации.


Информационная война в бизнесе

Информационная война в системе бизнеса применяется для ослабления позиций какой-либо корпорации или предприятия. Для ведения противостояния в данной сфере противник старается собрать как можно больше информации по работе компании, с которой он конкурирует. Особое внимание уделяется слабым сторонам противника. Их предают огласке в преувеличенном виде, показывая несостоятельность работы компании.

Информационная война - последствия

Последствия информационных войн могут дать о себе знать уже в самом начале борьбы. От информационного влияния невозможно защититься, так как оно проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Сущность информационной войны заключается в давлении на общество, в результате чего члены общества получают искаженное представление о действительности и не имеют возможности сделать правильные выводы и принять верные решения.


Как пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» был использован для информационного удара

Трагедия в Кемерово доказала, что вместе со спасателями и следователями в сибирский город, охваченный ужасом и отчаянием, должны были прибыть и специалисты особого рода – по информационным войнам. Их остро не хватало. Зияющая пустота очень быстро заполнялась: сначала украинский провокатор обзвонил городские морги и предупредил о трёх сотнях погибших, это тут же подхватили Би-би-си и «Радио "Свобода"», в процесс включились Ходорковский, штабы Навального и популярные российские блогеры, имеющие миллионы и сотни тысяч подписчиков. А далее уже десятки тысяч людей (как обыкновенных пользователей, так и рядовых бойцов информационного фронта) стали разгонять ложь по социальным сетям и блогам, рассказывая, что власть врёт и на самом деле жертв пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в разы больше официальных данных, причём большинство погибших – дети.

Разносчики лжи толпами ломились в многочисленные кемеровские группы «ВКонтакте» и безостановочно накручивали людей, сражённых ужасным происшествием, заставляя их поверить в неслыханные масштабы трагедии, в то, что от них скрывают правду о случившемся и «на самом деле» в «Зимней вишне» сгорели и задохнулись не 64 человека, в числе которых 41 ребёнок, а три, четыре, пять сотен кемеровчан.

Одновременно российские оппозиционные СМИ запестрели заголовками «Власти скрывают число жертв в Кемерово», «Сколько погибших на самом деле? Власти скрывают», «Говорят, что в Кемерово погибли сотни людей, а власти скрывают», «Жители Кемерова уверены, что власти скрывают реальное число погибших» – и эта волна снова выплеснулась в социальные сети, только уже со ссылками на прессу.

Следом появилось «письмо кемеровчанина», в котором якобы местный житель сообщал, что «сегодня кемеровский морг сообщил об отсутствии мест и мешков для трупов, говоря о том, что количество погибших перевалило за 300 человек, среди которых 142 ребёнка». В ход пошли фотографии из одесского Дома профсоюзов, где 2 мая 2014 года украинскими национал-радикалами были заживо сожжены люди: предлагалось поверить, что это снимки погибших кемеровчан.

Иностранные СМИ также не брезговали тиражированием лжи. Так, немецкий Spiegel, приведя данные МЧС о погибших в Кемерове, сообщил, что «жители города предполагают, что число погибших может быть больше, чем заявляют официальные лица». The Washington Post, публикуя большой репортаж о кемеровском митинге 27 марта, написала, что «многие из демонстрантов сомневаются в официальном подсчете 64 погибших, утверждая, что их число значительно выше». То же самое твердила и служба Би-би-си: «Многие демонстранты заявили, что они не доверяют властям и не верят, что объявленное число погибших является точным».

28 марта, уже после того как МЧС России сделало официальное заявление о том, что окончательное число жертв пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» установлено – 64 человека, на сайте «Радио "Свобода"» появилась очередная публикация о кемеровском митинге с «главным вопросом»: сколько же людей погибли? «Официальной цифре в 64 погибших в Кемерове не верит никто, и первый аргумент: в 550-тысячном городе чуть не у каждого есть хотя бы один погибший знакомый или родственник», – на голубом глазу врёт «Свобода», приводя в качестве «фактов» рассказы женщины, не называющей своей фамилии, и случайного прохожего, у знакомой которого, по его словам, пожар унёс жизни родственников. Тут же, на площади, рассказывает «Радио "Свобода"», был создан штаб, «который начал записывать фамилии погибших и пропавших без вести», насчитали к концу дня 86 человек. Как потом выяснилось при проверке, многие фамилии и имена были взяты, что называется, с потолка, никаких данных о себе заявители не оставляли.

Надо отметить, Русская служба «Радио "Свобода"» пошла очень далеко, пересказав все самые жуткие слухи, не имеющие никакого отношения к истине: о «свидетельствах» врачей и спасателей, о спрятанных мёртвых телах, о сотнях свежевырытых могил... При этом на момент публикации было прекрасно известно, что инициативные группы кемеровчан обследовали морги и кладбища и не нашли ни скрытых от глаз общественности погибших, ни заготовленных могил. Однако об этом «свободная пресса» промолчала.

Хорошо известно, что помимо финансирования той же Русской службы «Радио "Свобода"» США выделяют значительные средства на поддержку российской оппозиции и противодействие «российской пропаганде» в других странах, например на Украине. События в Кемерове показали, как работают эти деньги – и кемеровчане, и вся Россия пережили в дни трагедии мощнейший информационный удар, целью которого было раскачать сибирский город до бунта, а затем подвязать к протестам другие регионы, включая Москву. Панические настроения нагнетались намеренно и согласованно: ошибкой будет считать, что атака развивалась сама по себе, случайным образом. Источники ложной информации, даже если они и предпринимали действия самостоятельно, – будь то украинский создатель фейков Вольнов или бывший глава ЮКОСа Ходорковский – составляли единую сеть, «ячейки» которой включались в работу в нужный момент. Сначала ложь о несоответствии официальной статистики «реальному» числу жертв была сконструирована на Украине, затем эту ложь понесли в мир тысячи «ячеек»; оппозиционеры, любители хайпа и собственных рейтингов тиражировали вброс у себя в блогах, этому подпевали СМИ определённого сорта, а в социальных сетях действовали уже десятки, если не сотни тысяч «ячеек». Всё, о чём говорили кемеровская власть и спасатели, тонуло в потоках лжи.

Если бы со старта этой атаки было кому её отразить, многие люди не только в Кемерове, но и в других уголках России, раздавленные трагедией, не поддались бы информационной панике. Однако не нашлось в Кемерове ни одного популярного блогера, который смог бы отвечать на разгоняемую по сетям ложь оперативными репортажами с места событий. Точнее, такие блогеры были, но они тоже решили «срубить хайпа» на теме сотен погибших. Известная кемеровская «Немагия» воспользовалась моментом и принялась в YouTube распространять бредни о том, как «было 157 и позвонили вот уже, сказали готовить ещё на 80 человек, из взрослых там всего меньше 30», «все морги завалены», «там погибших внутри около 400 человек, 355». Теперь им, конечно, пишут: «Земляки, мне стыдно за вас», «Это ваш город и этих людей вы видите каждый день, и могли предоставить адекватные факты, а не этот шлак», «Что вам стоило съездить на место происшествия, опросить свидетелей, позвонить в полицию, морги, детдома, войти в инициативную группу и вместе с ней проверить морги и хладокомбинат? Точно проанализировать всю информацию. Сделать выводы. Но нет, зачем?», «Вы, ребята, не мужики, внутри гниль. Вы должны были быть на передовой». Но – 2,9 миллиона просмотров! Большая часть – в те самые страшные дни, когда правда тонула в море лжи.

Этот информационный натиск не достиг своей цели. Благодаря многим людям и событиям: инициативной группе кемеровчан, которая кинулась на месте искать правду, проверяя морги и кладбища; администраторам кемеровских групп в социальных сетях, которые отсекали слухи, публикуя только достоверную информацию о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня»; президенту, который приехал в Кемерово; медленной, но тяжёлой артиллерии федеральных СМИ; психологам МЧС и медицины катастроф, работающим с родственниками погибших; вставшему на колени на митинге чиновнику; сотням блогеров, которые не стали плясать на костях, не поверили ходорковским, навальным, «свободной прессе», «немагиям» и принялись разгребать ворох лжи.

Однако эта тактическая победа означает, что на другой стороне информационных баррикад сделают выводы. И следующие атаки будут более злыми, более быстрыми, более точными. Рассчитывать на капитуляцию противника недопустимо.

Арина Цуканова