Прием кейс метод на уроках русского языка. Кейс-технология на уроках литературы


Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании


Структура педагогической технологии Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели


Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему


Глоссарий Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).


Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.


Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.


Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии.


Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.




Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)


Схема создания кейса Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения


Уровни сложности кейсов 1 уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение


Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.


Действия учителя в кейс- технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.


Работа с кейсом учитель Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы ученик Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме


Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.


Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.


Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.


Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи


Работа учителя с картой оценки К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.


Преимущества кейс - технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "

по использованию кейс-метода на уроках «Литературы»

Челябинск, 2015

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного (общего) образования по «Литературе» и примерной рабочей программой по дисциплине «Литература» для специальностей среднего

профессионального образования

« » ____________ 20 г.

Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках «Литературы» разработаны с целью дать описание методики использования кейс -технологии на уроках литературы, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием.

Составитель:

Т.В. Борецкая – преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО "Челябинский педагогический колледж №2"

Рецензент:

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК

Протокол № от « » «______________» 2015г.

Содержание

Введение 4

Общая характеристика. Цель и задачи метода case -stady 5

Технологические особенности метода case -stady . Типы кейсов 7

Роль педагога 11

Принципы использования метода case -stady 12

Структура кейса и принципы построения метода 12

Требования к кейсу 13

Система оценивания 14

Пример применения кейс-метода на уроке литературы 15

Заключение 24

Список литературы 25

    Введение

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных
стандартов определяет поиск новых форм и методов обучения в
образовательном учреждении.

В новых ФГОС НПО и СПО заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». То есть, иными словами, происходит движение от профессионального стандарта к образовательному.

Исходя из этого, мы должны понимать и помнить, что в рамках цикла обще- гуманитарных и социально- экономических, общеобразовательных дисциплин преподаватели должны формировать общие компетенции, а не отвлечённы знания, умения, навыки.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

Одним из основных методов по ФГОС, направленным в
первую очередь на стимулирование интереса обучающихся к овладению знаниями, является метод проблемного обучения.

Метод case -stady является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым стандартам.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения и в дистанционном обучении. Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучающемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, обучающиеся предлагают свои решения основных вопросов кейса, преподаватель корректирует выводы. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и обучающиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Поэтому целью методической разработки является описание методики использования кейс-метода на уроках литературы.

    Общая характеристика метода case-study

Цель и задачи метода

Кейс - технологии (Сase study ) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес - наукам за рубежом.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская).

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В России активно применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. В последнее время он нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, в дистанционном обучении, в школьном образовании и других науках.

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

    Формирование и развитие информационной компетентности;

    Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

    Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

    Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

    Развитие умений и навыков сотрудничества.

Кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на уроке. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения. Акцент обучения переносится на выработку готового знания самими учащимися, что очень актуально в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.

    Технологические особенности метода case-study

1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

4. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

5. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

    индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса;

    работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

    презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

    Типы кейсов, способы их представления

    Типы кейсов (Гарвардская школа)

    Способ представления

    Создание проблемной ситуации

    Подготовка

    кейса

    Содержание кейса

    Выбор создание итогового решения

    Обучающийкейс (Case-stated method).

    Stated - установлен

    ный, зафиксированный

    Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации

    Педагог готовит кейс

    Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

    Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

    Аналитический кейс (информационный) (Case -incident method ).

    Incident - присущий, свойственный, связанный

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная (условная) ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

    Преподаватель задает, определяет проблему

    Педагог готовит кейс

    Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме

    Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

    Эвристический кейс (Case-problem method).

    Problem - проблема, проблемная ситуация

    прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

    Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

    Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

    Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

    Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

    Исследовательский кейс (Case -study method ).

    Study- исследование

    учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

    Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

    Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

    Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

    Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

    Роль педагога

Педагог выступает в роли тьютора, консультанта в течение всего процесса обучения, разрешает и не допускает конфликты, создает обстановку сотрудничества, обеспечивает соблюдение личностных прав обучающихся. Направляет беседу или дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирует время работы, побуждает обучающихся отказаться от поверхностного мышления, вовлекает всех обучающихся группы в процесс анализа кейса.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

В процессе обучения любой педагог решает задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. При этом для решения этих задач преподавателю приходится выполнять шесть основных функций.

1. Гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний.

2. Проектировочную функцию, связанную с проектированием целей.

3. Конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий.

4. Организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса.

5. Коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

6. Воспитательную функцию, направленную на формирование личности обучающегося, его социализацию.

    Принципы использования метода case -stady

Метод кейсов основывается на следующих принципах:

    принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

    принцип смещения роли педагога с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли преподавателя как эксперта и консультанта, помогающего обучающемуся;

    принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.

6. Структура кейса и принципы его построения

При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:

    Формирование целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы учебной программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую обучающимся нужно решить. На данном этапе преподавателю так же важно определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса.

    Определение проблемной ситуации. При этом сама проблема не имеет однозначных решений . Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

    Построение содержания кейса, состоящего из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Педагогу необходимо четко понимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись.

    Сбор информации относительно тезисов содержания кейса.

    Написание текста кейса. Содержание текста и объема кейса должно быть ориентировано на возрастные особенности обучающихся. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учеников. Обучающиеся сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержание текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Интернет.

    Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.

    Требования кейсу

    Кейс должен:

Быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

Показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

Содержать необходимое и достаточное количество информации;

Быть актуальным на сегодняшний день.

Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

    При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:

Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.

Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.

Структура урока в технологии кейс - метода:

Ознакомление обучающихся с текстом кейса;

Анализ кейса;

Непосредственная работа над решением проблемы;

Организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;

Оценивание участников дискуссии;

Подведение итогов дискуссии.

8. Система оценивания

Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения обучающихся анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.

На уроках литературы эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, обучающиеся могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Преподаватель, в ходе работы над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку деятельности обучающихся.

Критерии оценивания на уроке:

Оценка выступающего (выступающих):

    Грамотная речь

    Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы

    Качество ответов на дополнительные вопросы

    Доказательная база

Оценка группы:

    Существенные дополнения к выступлению

    Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

    Участие в обсуждении проблемы

За каждую работу над кейсом каждый обучающийся может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из обучающихся. В этом случае стимул к работе проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать труд будет не преподаватель, а однокурсники.

Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:

    было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

    были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других обучающихся;

    решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

    Пример применения кейс-метода на уроке литературы

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок становится и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, и, что немаловажно, – научиться работать в команде.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

Моделируем на уроках ситуации близкие жизненным, применимые к опыту подростков. К примеру, создаём на уроках такие проблемные ситуации, проводя параллели с жизнью современной, понятной для обучающихся, при решении которых они будут вынуждены мобилизовать все свои знания, умения, способности, свойства характера. Развиваем, тем самым, умения, способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения.

На уроке литературы по теме: «Странные» герои Василя Шукшина. Анализ рассказа «Чудик», на этап закрепления и систематизации знаний, используем метод case-study или метод конкретных ситуаций.

Предлагаем практический кейс, который можно использовать с обучающимися по специальности "Дошкольное образование".

Обучающиеся должны осмыслить ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему (поведение в необычной ситуации), но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Так как главные задачи кейса учебные и воспитательные, то жизненная ситуация в них несколько условна и, возможно, утрированна.

Предлагается проанализировать ситуацию, героиней которой является молодая женщина, воспитатель детского сада.

Обучающиеся учатся на примере им понятном терпимому поведению, выходу из конфликтной ситуации.

Задача: выработать тактику поведения в "необычной", конфликтной ситуации.

Работа с кейсом начинается с этапа погружения в совместную деятельность.

    Этап погружения в совместную деятельность

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

На данном этапе актуализируем знания о таких понятиях как "толерантность, "конфликт".

Вспоминаем суть « Стратегии поведения в конфликте американского психолога Кеннета Томаса»

Стратегий, моделей, всего пять:

Первая - соперничество, подавление . Человек пытается выиграть за счет чужого проигрыша, стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Вторая - сотрудничество , когда вчерашние оппоненты находят-таки совместными усилиями общую «платформу», объединяются вокруг нее и за счет этого усиливают свои позиции; выбор альтернативы, максимально отвечающий интересам обеих сторон.
Третья - компромисс , выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то теряет.

Четвёртая - это избегание спора, уход от него, или формальный контакт. Собеседник при этом может кивать, поддакивать, но в то же время не стоит питать иллюзий: в глубине души он остаётся при своём мнении.

Соответственно, Пятая модель - уступка . Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Под чьим-то давлением человек предпочитает сдаться, чтобы не нарываться.

    Знакомство с ситуационной задачей. Предварительное обсуждение кейса.

Кейс: Случай в детском саду " Хорошее настроение "

Эта история случилась весенним хмурым утром в детском саду с добрым, приветливым названием "Хорошее настроение".

За окном моросил мелкий противный-препротивный дождь.

А в детском саду светло, уютно, как в доброй сказке.

И настроение детишек улучшалось, а печали их родителей чудесным образом улетучивались, как только они переступали порог детского сада, – любимые сказочные персонажи на стенах, весёлые мультяшки, улыбающиеся каждому, мягкий струящийся свет, во время сказанное приветливое слово воспитателя тому способствовали.

Педагоги детского сада - настоящие профессионалы своего дела, просто волшебницы!

Искорка, воспитатель средней группы, работала в детском саду недолго, но усвоила, что мастерство педагога - не случайная удача, а кропотливый поиск и труд, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Сегодня Искорка не шла, а летела на работу: три недели не видела ребятишек своих, на курсах повышения квалификации училась.

Дети рассматривали воспитателя с интересом - модный коротенький топик, коротенькая юбочка, длинные перламутровые ногти.

Детишки просто обожали Искорку: бежали к ней сломя голову, забывая о капризах. Как же, и зайкой прыгала с ними, и песню про курочку пела, и не ругала, если кашу не хотели есть или в сончас не спали. А в её глазах, больших и ясных, как небо солнечным днём, они видели любовь и понимание.

Но вот незадача, в силу взрывного характера своего, частенько Искорка попадала в щекотливые, а порой и странные ситуации. А иногда и ситуация-то была самая обычная, но, девушка умудрялась из блохи сделать верблюда.

Так случилось и сегодня.

Случайно услышала Искорка, как мама Феди Медведева расхваливала воспитательницу, замещавшую Искорку, и просила заведующую детским садом оставить Тихониду Ивановну на группе, а заведующая, вроде бы, обещала подумать над этим предложением.

Очень расстроилась Искорка. В голове её пронеслось как метеорит сразу несколько мыслей. Кто виноват: заведующая, коллега, сама что-то упустила?

Для общего осуждения кейса предлагается ряд вопросов:

Как, по вашему мнению, обстоят дела в детском саду?

Обоснуйте свой ответ.

Какой вам представляется воспитатель Искорка?

Разделы: Литература

История вопроса

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. Спонсорами турнира выступили сразу 30 международных компаний. В это же время некоторые зарубежные фирмы, имеющие филиалы и представительства в нашей стране, стали использовать кейс тестирование при приеме на работу.

В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Ее учредители обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором говорится о необходимости распространения культуры бизнес кейсов в российских высших учебных заведениях не только для повышения качества образования, но и для развития национальной экономики в целом. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуационного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедрить мировые стандарты бизнес этики на всех уровнях предпринимательства.

Между тем, кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.

В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Считается, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также для формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности.

Первоначально отечественные вузы и школы бизнеса пользовались переводными кейсами, однако они имели недостаточную эффективность, поскольку формулировавшиеся в них задания не учитывали российскую специфику организации производства, законодательства и т.д. Лишь в конце 2000-х стали появляться бизнес кейсы, основанные (или моделировавшиеся) на опыте российских компаний и фирм.

В последнее время все больше говорится об использовании кейс технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация (иногда даже информации дается больше, чем нужно, чтобы учащиеся умели отделять нужную от ненужной, главное от второстепенного).

Классификация кейс технологий

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Метод инцидента заключается в том, что учащийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом: «Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Проведение чемпионата мира по футболу в России – плюсы и минусы».

Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа , позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Таким образом акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре. Структурированные кейсы (highly structured case) включают в себя сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области знаний.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Кейс технологии на уроках литературы

Советская образовательная система по праву считалась одной из лучших в мире. Однако с распадом СССР и развалом единой научно-методической базы позиции России в международном рейтинге пошатнулись. В 2006-м Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (при активном участии Министерства образования и науки РФ) в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) проводил исследование в нашей стране.

Оно было направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В части исследования, касающегося литературы и грамотности чтения, оценивались умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании учениками текста: нахождение информации; интерпретация прочитанного; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Результат удручающий. Наивысшие баллы получили лишь 1,7 процента принимавших участие в тестировании. В 2003-м году у российских школьников были такие же показатели, а в 2000-м максимальные оценки получили 3 процента школьников. В Финляндии, например, то же самое тестирование выявило 16,7 процента учащихся, полностью справившихся с заданием (в 2003-м году – 15 процентов, в 2000-м – 18,5 процента).

Обычно данные, полученные благодаря таким исследованиям, позволяют определить слабые места образовательной системы и определить пути усовершенствования методологии обучения. Однако, как мы видим, с начала 21-го века Россия оставалась на одном и том же достаточно низком уровне.

Это самое лучшее свидетельство того, что давно поставленная перед российской школой цель – подготовить выпускников к свободному использованию учебных навыков в повседневной жизни – не достигается. В значительной степени подобное происходит из-за отсутствия должного внимания к практической составляющей содержания обучения в общеобразовательных школах, следствием чего является нехватка у учащихся знаний и умений, которые они могут применить на практике.

При этом уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит уровень учащихся многих стран, которые показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в близких к реальным ситуациях. Становится ясно, что, обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, российская система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практических знаний).

В связи с этим с еще большей остротой встает вопрос повышения эффективности образования. Перед каждым учителем-предметником ставится задача сформировать у будущих выпускников систему знаний, не существующих в отрыве друг от друга, а взаимосвязанных, знаний не абстрактных, а конкретных.

В частности, целью уроков литературы должны стать не только расширение словарного запаса учеников, не только изучение произведений классиков русской словесности, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи.

Прошли времена, когда сочинения на одни и те же темы десятилетиями аккуратно переписывались со шпаргалок и выдавались за плоды своего труда. Русская литература – кладезь тем и проблем, не имеющих однозначного толкования, обширное поле для полемики и выражения позиции, основанной на системе гуманитарных и нравственных ценностей.

Однако, как и в любой другой отрасли, в системе образования для получения достойных результатов недостаточно только обозначить цель. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

Кейс технологии – один из таких механизмов. Их сюжетную канву на уроках могут составлять как художественная, так и публицистическая литература. Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19-го века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19-го века»?

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Ивана Сргеевича Тургенева «Отцы и дети» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс учащимся предлагается сразу после первого прочтения романа. Как правило, большинство учащихся сбивается на пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Гораздо меньшее число школьников главной темой произведения видят социальные проблемы, проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.

Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»? Или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах»?

Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом осуществляется переход от ориентации образования на усредненного ученика к ориентации на индивидуализированный подход к каждому учащемуся.

Плюсы и минусы

Современные требования к подготовке школьников, безусловно, не ставят под сомнение традиционные каноны российского образования, но требуют существенного расширения границ процесса обучения. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Эта работа началась не сегодня и даже не вчера и постоянно совершенствуется.

Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Кейс технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

И все же, на мой взгляд, не следует считать кейсы панацеей от всех бед. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей.

К сожалению, у нас в последнее время стало модным увлекаться какими-либо зарубежными проектами, видеть в их реализации решение вопросов. Но если задаться вопросом, почему передовая советская наука несколько десятилетий не воспринимала кейсы, хотя об их существовании давно и хорошо было известно? Только ли потому, что социалистическая плановая экономика не нуждалась в специалистах, способных нестандартно мыслить? Тогда как объяснить тот факт, что СССР занимал лидирующие позиции в мире в области развития науки, в том числе педагогической?

К тому же настолько ли кейсы новаторское для России явление, как о них говорится? Ведь по сути они сочетают в себе множество методов, не первый год использующихся в отечественной школе. Это уроки-диспуты, уроки-викторины, предметные олимпиады, деловые и ролевые игры, проектно-исследовательская работа, сократовские чтения и многое другое. То есть так или иначе российское образование пришло к тем же формам, только несколько иным путем. Не от экономики и прикладной математики к гуманитарным наукам, а, скорее, наоборот.

Все вышесказанное, отнюдь, не отвергает положительного начала кейс технологий, но ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на дилетантском уровне, когда каждый учитель пытается внедрить новшество фактически вслепую (а сейчас в большинстве случаев так и происходит), теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы. Если идти этим путем, то при большом желании к кейс технологиям можно причислить даже чтение по ролям или математическую задачу, которую можно решить несколькими разными способами.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Список литературы :

  1. Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007.
  2. Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
  3. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  4. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.

Тема презентации:

«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»


  • Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения.
  • Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Кейс- метод совмещает в себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.


Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретической основой кейс – метода является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и Сурмина.Ю.П.


Цель и задачи педагогической деятельности

Цель кейс– технологии - сформировать активную самостоятельную деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей Задачи кейс– метода заключаются в:

мотивации к учебному процессу;

отработке умений работы с информацией;

умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.


Ведущая педагогическая идея.

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основной идее данного метода :

в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку.


Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Требуется разобраться в запутанной ситуации: либо выявить проблему и обнаружить пути ее решения, либо выработать варианты выхода из положения, когда проблема обозначена.

Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).


Три разновидности кейс-технологии

Собственно кейс-технология

(применяется чаще

при дистанционном

обучении)

Кейс-метод

(метод ситуационного

Кейс-стади

или метод погружения

(применяется при блочном обучении

и достаточном

количестве часов)


Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны .

Ситуация:

Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова

о том, что в его комедии «Горе от ума»

« 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Задания:

  • Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.
  • Уточните значение понятий, употребленных в теме;
  • Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.


Примеры кейсов на уроках русского языка: Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

  • Ситуация: общение в социальной сети

Погружение в ситуацию: Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

  • Задания:
  • - Сформулировать проблему письменно;
  • - Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;
  • - подготовить контраргументы противоположной точке зрения;
  • Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.


Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, - необходим на уроках в средних и старших классах; - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, - с успехом может использоваться учителями для дистанционного обучения. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.


Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Многоаспектная работа в рамках метода позволила мне достичь определенных результатов:

У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

Более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

Обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.



Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства


Литература.

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей, 2010. – с. 61 – 69.

2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.

3. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов.

(http// www . moluch . ru / conf / ped / archive /21/1848/ ).

4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/ ).

5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12)

6. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» .

(http:/ file:\дебаты\Омаров Н.Б. htm.)

7. http://yapisatel.ru/


Примеры кейсов для проведения уроков литературы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1) Ученикам даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты учащимися полностью.

Текст кейса:

Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор (Вы можете самостоятельно дополнить картину). В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (Вам предлагается определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной?

Задания:

· Распределить роли в группе;

· Смоделировать поведение каждого персонажа в данной ситуации, учитывая его характер (характеристика героев);

· Создать небольшой текст речи каждого персонажа (речевая характеристика героев).

Подобный кейс помогает развитию у учащихся коммуникативной компетентности (создание текста речи персонажа, работа в группе), информационной (сбор информации из текста о характере персонажей, её анализ), также ученики пытаются работать с данной информацией, используя её в новых конкретных ситуациях.

2) Учащимся даётся конкретная ситуация из текста произведения.

Предполагается всесторонняя оценка ситуации всеми участниками коммуникации: автором, героями, читателями, критиками.

Текст кейса:

Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

- Вы ранены? - промолвил он.

- Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу.

- Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?

- Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо... опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.

- Вот новость! Обморок! С чего бы! - невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. - Посмотрим, что за штука? - Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... - Кость цела, - бормотал он сквозь зубы, - пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул vastus externus задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая".

- Убиты-с? - прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.

Базаров оглянулся.

- Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

Но усовершенствованный слуга, казалось, не понимал его слов и не двигался с места. Павел Петрович медленно открыл глаза. "Кончается!" - шепнул Петр и начал креститься.

- Вы правы... Экая глупая физиономия! - проговорил с насильственною улыбкой раненый джентльмен.

- Да ступай же за водой, черт! - крикнул Базаров.

- Не нужно... Это был минутный vertige... Помогите мне сесть... вот так... Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте.

- О прошлом вспоминать незачем, - возразил Базаров, - а что касается до будущего, то о нем тоже не стоит голову ломать, потому что я намерен немедленно улизнуть. Дайте, я вам перевяжу теперь ногу; рана ваша - не опасная, а все лучше остановить кровь. Но сперва необходимо этого смертного привести в чувство. [Глава 24]

Задания:

· Распределить роли в группе: автор, герои, читатели-современники, читатели нашего времени, критики;

· Дать оценку ситуации с позиции своей роли в ней, создав небольшой текст.

Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста учениками как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.

3) Предлагается конкретная ситуация из текста произведения, но с иным, смоделированным результатом ситуации.

Текст кейса:

- Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Базаров положил руку на лоб.

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

- Евгений Васильич, я здесь...

Он разом принял руку и приподнялся.

- Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

- И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...

Анна Сергеевна тихо вышла.

- Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.

- Он заснул, - отвечала она чуть слышно.

Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. [Глава XXVII ]

(Вариант финала: К вечеру Базарову стало лучше, с каждым днём он всё быстрее шёл на поправку. Через два месяца не осталось и следа от болезни) .

Задания:

· Определить возможность подобного изменения ситуации;

· Продумать дальнейшее развитие событий с учётом данной трансформации.

Кейс может быть задан небольшой группе из 2-3 человек. Он способствует развитию у учащихся дивергентного (неоднозначного) мышления. Учащиеся видят возможность разрешения ситуации различными способами, у них вырабатывается собственная точка зрения.

4) Учащимся даётся ситуация из текста изучаемого произведения. Предполагается новая самостоятельная трактовка текста с возможностью его изменения.

Текст кейса:

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

- Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.

- О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

- Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

- Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво - неприлично.

- Что же прилично? Ругаться?

- Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

- Как ты назвал Павла Петровича?

- Я его назвал, как следует, - идиотом.

- Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

- Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

- Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем.

- Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

- Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

- Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

- Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

- Что подеремся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... [Глава XXI ]

Задания:

· Распределить роли в группе;

· Обсудить ситуацию со своих позиций;

· Смоделировать собственное поведение в данной ситуации (аргументировать).

Кейс помогает формировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста и в принятии каких-либо решений.

5) Учащимся даётся ситуация: Автор произведений творит в наше время.

Текст кейса:

Представьте, что И.С. Тургенев переносится в наше время и пытается описать увиденное им в своём новом романе о новом времени.

Задания:

· Распределить задания в группе;

· Смоделировать название (темы) произведения, его проблематику (с аргументацией выбора);

· Смоделировать типы героев этого произведения (с аргументацией выбора).

Подобный кейс имеет определённую сложность. Учащиеся при его обсуждении обязательно должны быть ознакомлены с позицией автора, его отношением к жизни. Предполагается развитие навыков анализа и сравнения, а также творческих умений.

6) Предлагается ситуация: Экранизация романа «Отцы и дети».

Текст кейса:

Вы И.С. Тургенев – режиссёр-сценарист новой экранизации романа «Отцы и дети», и Ваша задача – подобрать исполнителей ролей персонажей романа (в Вашем распоряжении любой современный актёр), т.е. правильно дать характеристику каждому персонажу.

Задания:

· Распределить роли в группе (каждый участник – автор, рассматривающий одного персонажа, подбирающий одного актёра);

· Охарактеризовать персонажей (подобрать исполнителей роли).

При работе с данным кейсом группа должна собрать информацию о героях из произведения, но не всю, а лишь ту, которая отражает отношение к ним автора.

7) Учитель предлагает учащимся найти или смоделировать самостоятельно ситуацию из современной жизни, которая отражала бы отрывок из изучаемого произведения.

Текст кейса:

Он [Николай Петрович] запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

- Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...

- Фенечка? - развязно спросил Аркадий. Николай Петрович покраснел.

- Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

- Помилуй, папаша, зачем?

- Твой приятель у нас гостить будет... неловко...

- Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

- Ну, ты, наконец, - проговорил Николай Петрович. - Флигелек-то плох - вот беда.

- Помилуй, папаша, - подхватил Аркадий, - ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

- Конечно, мне должно быть совестно, - отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

- Полно, папаша, полно, сделай одолжение! - Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... [Глава III ]

Задания:

· Проанализировать (обсудить) сюжет отрывка, выделить в нём актуальную сегодня (вневременную) проблему;

· Найти (на основе своего или чужого опыта) в современной реальной действительности ситуацию, отражающую сюжет данного отрывка, сделать выводы (можно использовать читательский опыт).

Учащиеся таким образом доказывают или опровергают вневременность и актуальность сюжета данного текста. Положительные моменты кейса в том, что

ученики учатся интерпретировать сюжет, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.

8) Учащимся предлагается ситуация, где они будут авторами рекламы романа «Отцы дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не ущемлены.

Задания:

· Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;

Подобный кейс имеет крайнюю актуальность и предполагает высокую заинтересованность учащихся в нём. Ученики, во-первых, проанализируют различную рекламу, в том числе рекламу художественных произведений, научатся определять интересы современного читателя (либо смоделируют их на собственном опыте). Кроме того, кейс творчески ориентирован. Предполагается создание текста рекламы и её оформление. Данный кейс можно дать учащимся в качестве отдельного проекта.